ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы. Тип цивилизации это


Типы цивилизаций. Понятие цивилизации :: SYL.ru

Понятия «культура» и «цивилизация» изучаются в школе, однако школьная программа не позволяет выделить на их изучение достаточного количества времени, между тем с ними приходится сталкиваться постоянно. Особенно это касается тех, кто собирается стать социологом, психологом или историком.

Что такое цивилизация?

Под цивилизацией следует понимать относительно высокую степень культуры, которая появилась спустя какое-то время после варварства. Существует несколько подходов к данной терминологии и несколько концепций, с помощью которых выделяют типы цивилизаций. Само слово произошло от латинского civilis, что в переводе означает «гражданин».

Также под цивилизацией понимают какую-либо конкретную историческую популяцию, которая практиковала земледелие и ремесло, возводила города, использовала письменность, а также была объединена нормативностями порядка, установленного на существующей системе ценностей, разработанной обществом.

Что такое культура?

Понятия «культура» и «цивилизация» несколько различаются, поскольку первое включает в себя самую различную человеческую деятельность, все ее формы и способы самовыражения. Речь идет о накоплении обществом в целом и человеком в частности различных навыков и умений. Культуру также можно рассматривать как отображение человеческой объективности и субъективности.

Культура является общей совокупностью всевозможных форм деятельности, которые может осуществлять человек. Ученые именуют культурой целый набор кодов, которые навязывают человеку определенную модель поведения, при этом учитывая возможность появления собственных мыслей и переживаний. Источником появления культуры следует рассматривать познание и творчество, осуществляемые человеком.

Назад в прошлое

Древние цивилизации уже давно не дают покой историкам и культурологам всего мира, поскольку именно они создали технологии, которые сегодня уже окончательно утрачены. До сих пор нет точных данных о том, какая из цивилизаций возникла первой, каким образом это произошло, и что стало причиной ее зарождения.

Большинство историков склоняется к тому, что самый первый народ, который можно смело именовать цивилизацией, – шумеры, которые жили в период 3500-4000 лет до н. э. Спустя полторы тысячи лет существования она после междоусобных войн исчезла. Древние цивилизации оставили потомкам послание о том, что первая из них появилась на Крайнем Севере, но ее жители были уничтожены арктическими льдами. Упоминания об этой цивилизации можно найти в письменах индейцев, китайцев, египтян и даже эскимосов.

Типология цивилизаций

Чтобы хоть как-то типологизировать понятие цивилизации, были придуманы критерии, на основе которых рассматривались все жившие ранее народы. Речь шла об общих чертах духовной жизни, наличии общих интересов, способных повлиять на дальнейшее развитие, взаимослиянии культур, а также о взаимной зависимости экономического прогресса и исторической судьбы.

Благодаря всем этим критериям ученые сумели сформировать наиболее актуальные типы цивилизации: восточный, западный, современный, а также природные сообщества. Каждый из них обладает своими особенностями, полностью разобраться в которых сможет только весьма сведущий историк или культуролог.

Западные цивилизации

Западный тип цивилизации является особой разновидностью развития, которая включает в себя несколько этапов исторического и культурного роста Северной Америки и Европы. У такого типа существует целый ряд ценностей, среди них ориентация на новое, привитие уважения к личности человека, установка на индивидуальность каждой личности.

Выбор демократии, рациональность, уважение к чужой собственности и идеалы терпимости в данном типе стоят на втором плане, однако играют достаточно значимую роль. По мере своего развития западная цивилизация трансформируется в техногенную, предпочитая развивать каждого своего гражданина. Речь в данном случае о культурном и духовном развитии, нежели о физиологическом.

Восточные цивилизации

Восточный тип цивилизации исторически стал первым и сформировался к началу третьего тысячелетия до нашей эры. Его можно отличить по характерным признакам: ориентация на традиционализм, слабое разнообразие форм жизнедеятельности, жизнь человека в данном типе является чем-то предопределенным свыше (социумом, силами природы, высшим разумом и т. д.).

В этом типе психологическая установка человека обращена не на собственное развитие и познание окружающего мира, а на безмятежное созерцание всего сущего вокруг. Социум здесь построен на принципе коллективизма. Государство в данном случае преобладает над обществом, лишая последнего права выбора. Главный способ управления – принуждение.

Современные цивилизации

Их также именуют техногенными. По мнению ученых, к этому типу пока что можно отнести только одну цивилизацию, которая сформировалась на территории Европы во времена средневековья, а затем распространилась по всему миру до конца XX века. Основами данного типа являются рациональность и ценность разума, которая здесь крайне важна, поскольку именно от него зависит прогресс техники и науки.

Главным признаком такой цивилизации является постоянное усовершенствование технологии, которое возможно благодаря постоянному использованию научного знания. Также здесь следует отметить научно-техническую революцию и обновление предметной среды, сформированной человеком, − именно в ней он на данный момент осуществляет свою деятельность.

С точки зрения некоторых ученых, в данном случае вообще сложно говорить о цивилизации как таковой, поскольку речь идет об исторических сообществах, которые жили в гармонии с природой, подчиняясь ее стандартному годовому циклу. Те народы, которые относились к такой цивилизации, сумели адаптироваться к природе так, чтобы поддерживать и воспроизводить жизнь в дальнейшем.

Члены таких исторических сообществ видели смысл собственной жизни в том, чтобы сохранить баланс между природой и человечеством. Для них важно было сохранить традиции, приемы труда, обычаи, которые никак не нарушали их духовного единства с окружающим миром. Такие сообщества, по мнению специалистов, не попадают под типы цивилизаций, поскольку вели кочевой или близкий к нему образ жизни.

Классификация с исторической точки зрения

Исторические типы цивилизаций подразделяются на три разновидности: постиндустриальный, индустриальный и доиндустриальный. Последний из них существовал примерно до начала XVIII века и развивался благодаря ремесленному производству, где использовались ручные орудия труда, а в качестве источника энергии выступала мускульная сила.

Индустриальная цивилизация появилась, когда человечество передает производство в руки машин. Общественные процессы синхронизируются, и управлять ими становится легче. Происходит максимализация духовных и материальных потребностей. Цивилизация динамически развивается, при этом она ориентирована на то, чтобы как можно скорее освоить внешнюю реальность.

Постиндустриальная цивилизация отличается огромным количеством информации, на основе которой можно создать новые орудия труда, которые освободят человечество и помогут ему обратить свое внимание на неизученные сферы жизнедеятельности. Социум в данном типе решает проблемы благополучия человека и его защищенности.

Внутреннее деление

Внутри каждой цивилизации могут существовать более мелкие образования. Типы обществ цивилизаций могут формироваться благодаря самым разным признакам. Чаще всего речь идет о религиозных, экономических и политических обществах, которые, сформировавшись в рамках одной цивилизации, могут действовать во благо или во вред ее представителям.

Также существует несколько уровней выделения цивилизаций. В первую очередь речь идет о глобальном (Запад, Восток), затем следуют региональный (юго-восточная) и локальный (в рамках одной нации). Эти уровни подразумевают, что представители цивилизации собираются вместе и пытаются разрешить текущие проблемы.

Нельзя сказать, что типы цивилизаций изучены до конца, поскольку сведений о том, как появилась самая древняя из них, нет до сих пор. Некоторые историки предполагают, что существовали и более древние цивилизации, однако никаких археологических находок, которые бы смогли это подтвердить, пока что найдено не было.

www.syl.ru

36. Типы цивилизаций » Шпоры для студентов

Термин «Цивилизация» (от лат. civilis - «гражданин») сравнительно высшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства.

Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

Форма социальной организации - община, внутри которой имели место отношения ренты - налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, - глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.

shporiforall.ru

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы |

C1

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации, их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.

—одинакова роль  религии, хотя их в мировой цивилизации много

— включает в себя представителей многих рас, этносов.

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками,  не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Античность

Средневековье

Возрождение

Просвещение

Новое время

Новейшее время

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравнения Западная цивилизация

C2

 

Восточная цивилизация

C3

 

Роль религии Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей,  не верящих в Бога. Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
Восприятие мира Рациональное и в то же время противоречивое. Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природе Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.

Стремление подчинить себе природу.

Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер  технологий, гармония с природой.
Политическая сфера Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.

Принцип разделения властей.

Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.

Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

Социальная сфера Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность,  замкнутость.
Человек в обществе Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.

Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.

Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.

Приоритет системы подчинения личности обществу.

Экономическая сфера Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
Отношение к прогрессу Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Основные типы цивилизаций и их характерные черты.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

В современном обществе цивилизация определяеться как социальное и культурное общество людей опирающихся на единую систему основных духовных ценностей.Первые цивилизации зародились в 3 тысячилетии до нашей эры(Египет,Вавилон,а позже Китай,Индия)Возникли так же цивилизационные общества в малой и передней Азии и Палестине. В эпоху средневековья появляеться Хрестианская цивилизация.Существует множество цивилизационных способов появления разногласий по вопросу об их типологии само по себе слов разнесенных как метод групп названия объектов.

В обществознании тип цивилизации это метод понятия используемое для наиболие крупного деления культурно исторического развития человечества,позволяет спицифику особого характера для многообразия обществ и с этих похиций в основу типологизации положено 4 основных критерия:

1 Общественные фундаментальные черты общественной жизни.

2 Общество и взаимно зависящие исторические политические судьбы и экономическое развитие

3 Взаимное переплетение культур

4 наличае общественных интересов и общественных задач с точки зрения перспектив развития.

Вот на основе этих критериев выделяем 4 основных типа цивилизации

1 Природные сообщества.

2 Восточный тип цивилизации.

3 Западный тип цивилизации.

4 Современный тип цивилизации.

Периодные сообщества это тип непрогрессивной форм существования к которым относяться исторических событий живущих в рамках природы годового цикла в единстве и гармонии с пригодой.Народы относящиеся к данному типу цивилизации существуют вне истории времен и в общественном сознании этих народов отсутсвует понятие прошлого и будущего,сушествует лиш время текущее и время мифическое в котором живут боги и буши умерших.Смысл существования они видят в сохранении равновелия между человеком и природой.Сохраняя общность,традиций и труда не нарушая их единства с природой по этому вся жизнь подчинена природному циклу и оно ведет кочевой образ жизни или полукочевой.Духовная культра и верование этих сообществ связанна с обожествлением сил природы,а функционатьня связь с обожетвленными силами природы и сообщест выполняеться предводителями сообществ,а так же жрецами(шаманы,колдуны и т.д).Средсвом интелектуальной и эмоционатьной освоения мира в таких сообществах выступает мифология.Эти сообщества характерезуються крайней традиционностью.Изменения происходят по замкнотому кругу,а изменение однажды установленных порядков,являеться табу.Самое страшное табу это запрет на всякие изменения.В социальной организации таких сообществ господствует коллективизм,а властные отношения осуществяються на основе авторитета,а сама власть опираеться на традиции или генетическое родство.

Восточный тип-это исторический тип цивилизации,характерными чертами которого являеться:

1 Традиционализм- ориентируеться на воспроизведение сложных форм ораза жизни и социальных культур,т.е. велика роль тех или иных пород.

2 Низкая подвижность и слабые разнообразия всех форм человеческой жизнедеятельноси.

3 В мировозренческом плане полная несвобода человека и предопределение всех действий и поступков и независящих от него сил природы.

4 Нравственно волевая установка не на преобразование мира,а на соцерцание мистических объединений с природой и сосредоточенность на внутренней духовной жизнью.

5 Личностное начало не развито,следовательно общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6 Политическая организация жизни в восточной цивилизаци происходит в форме диспатии в которых осуществяеться абсолютное преобладание государства над обществом.

7 Экономической основой жизни в восточной цивилизации являеться корпаротивной и государственая форма собственности,а основным методом управления являеться пренуждение.

Западный тип-это систематическая характеристика особого типа цивилизационого равития включающие в себя определенные этапы развития культуры европы и северной америки.Основными типами западной цивилизации являються:

1 Динамизм и ориентация на новизну.

2 Удтверждение достоинства и уважения человечества.

3 Индивидуальность и установка на автономию личности

4 Рациональность.

5 Идеалы свободы,равенства,терпимости.

6 Уважение к частной собственности.

7 Преднпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

На определенном этапе развития западная цивилизация обретет характер техногенной цивилизации.Техногенная цивилизация это исторический этап развития сформировавшийся в европе в 15-17 веках и распространившийся по всему миру вплоть до 20 века.Главную роль в культуре данного типа занимают научная рациональность,а так же выделяеться особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.Характерные черты:

1 Быстрое изменение техники и технологии благодоря системе применения в производстве научных знаний.

2 Научно технические революции существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы,а так же место человека в системе производства

3 Ускорения обновления той искуственно созданой человеком предметной среды в которой протекает его жизнедеятельность.

На базисе техногенной цивилизации сформировались 2 типа общества:

1 Индустриальный

2 Постиндустриальный

Современный тип,это этап цивилизационного развития характерезуещийся возрастающей целостностью мирового сообщества,план цивилизации.Эта глобализация связанна прежде всего с инторнационализациейвсеобщей деятельности и это означает,что в современную эпоху все человечество входит в единую ситему соуиально экономических,политических,культурных и иных связей и отнонений.Возрастает интенсивности глобализаций взаимосвязей способ распределения по всей планете тех форм социальноэкономической и культурной жизни,которые восприняли как оптилпльное и наиболие эффективное удовлетворения личних бощих потребностей и для глобальной цивилизации можно выделить несколько черт.Сохранение меж цивилизациооных особенностей каждого сообщества,культуры и менталитета народа при одновременном усвоении прогрессивного опыта.Элементы другой цивилизации,ваимствованые кем-то,приобрели новый облик и новое качество в глобальнойцивилизации усиляет однородную социальную экономику и политические формирования сочетаються с культурным многообразием.

⇐ Предыдущая12

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Типы цивилизаций

Описание: Основным принципом космогенной цивилизации является принцип традиционализма – принцип преобладания традиций над новациями. Мир с точки зрения космогенной цивилизации рассматривается как космос. Это является главной характеристикой космогенной цивилизации. Из вышесказанного вытекает важная характеристика космогенной цивилизации – это крайне низкий темп социального развития.

Дата добавления: 2014-07-09

Размер файла: 15.61 KB

Работу скачали: 34 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 12Типы цивилизацийПлан:

  1.  Космогенная цивилизация;
  2.  Техногенная цивилизация;
  3.  Антропогенная цивилизация.
  1.  Космогенная цивилизация – это тип цивилизаций, относящийся к древним временам, таким как Древний Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Европейское Средневековье и другие. 
  •  Основным принципом космогенной цивилизации является принцип традиционализма – принцип преобладания традиций над новациями. Мир, с точки зрения космогенной цивилизации, рассматривается как космос. В свою очередь, космос – это гармоничное единое целое, которое пронизано единым божественным высшим порядком. Из этого можно сделать вывод, что мир уже совершенен: он не может быть лучше. Мир – это гармоничный высший порядок. Следовательно, главной задачей человека является поддержание гармоничного состояния, то есть не делать мир хуже. Чтобы не нарушить идеального состояния мира, человек должен всегда делать так, как делали раньше и не нарушать тот порядок, что был установлен ранее. Это можно сделать с помощью соблюдения традиций.  Это является главной характеристикой космогенной цивилизации. Из неё вытекают все последующие характеристики:
  •  Негативное отношение к новациям. Любая новизна, что-то новое несёт собой угрозу нарушения традиций. Новое – это отступление от традиций, а отступление от традиций – это угроза нарушения высшего гармоничного порядка. Следовательно, всё новое – это источник зла, который нужно всеми силами избежать. Человек, который внёс что-то новое – это злой человек. Таких людей нужно выгонять из общества, либо уничтожать.  Если новое считается злом и уничтожается, то весьма очевидно, что развиваться общество будет крайне медленно. Из вышесказанного вытекает важная характеристика космогенной цивилизации – это крайне низкий темп социального развития. Общество космогенных цивилизаций по-другому называют традиционным обществом. На протяжении всего своего существования, космогенные цивилизации сохранились такими, какими они были в самом начале. Политическая система осталось прежней, нет никаких научных открытий, так как научные открытия – это новизна, а новизна – это зло. Как правило, все технические новации люди воспринимают с недоверием и очень долго не хотят их использовать.
  •  Отсутствие социальной мобильности. Если общество традиционное, то отсюда следует, что социальный порядок должен носить традиционный характер. Каждый человек должен носить тот социальный статус (положение в обществе), который был ему предопределён перед рождением. Таким образом, если человек родился в семье крестьянина, то он и будет крестьянином. Аналогично, его дети и внуки так же будут крестьянами. Если человек родился в семье воинов, то он будет воином и т.д. Следовательно, не может быть такого, что человек родился в семье сапожников и стал горшечником.
  •  Подчинённое отношение человека к природе. Природа – это часть божественного космоса, божественный порядок. Из этого можно сделать вывод, что человек должен подчиняться природе, обожествлять её. В космогенной цивилизации появляются Боги Солнца, Земли, Воды и т.д. Следовательно, человек не использует природу, а всего лишь подчиняется ей.
  1.  Техногенная цивилизация – это тип цивилизации, который сложился в Новое время (XVII-XVIII вв.) в Европе, а затем распространился по всей планете.
  •  Главным принципом техногенной цивилизации является принцип прогресса – принцип преобладания новаций над традициями. Для техногенной цивилизации главной ценностью является достижение прогресса, то есть достижение какого-то лучшего состояния. Это происходит потому, что мир техногенной цивилизации рассматривается как сырой необработанный материал, который нуждается в обработке. Следовательно, нужно достичь какого-то прогресса. Человек должен работать на прогресс: совершенствовать и улучшать мир, в котором мы живём.  Из этого принципа вытекают все остальные характеристики техногенной цивилизации.
  •  Негативное отношение к традициям. Традиции, согласно этому типу цивилизаций, воспринимаются как источник отсталости, источник регресса. Таким образом, традиции мешают прогрессу и появлению новаций. Чем больше человек придерживается традиций, тем больше он отстаёт. Отсюда, в частности, возникает негативное отношение к религии, поскольку религия – это не что иное, как проявление традиций, а традиции мешают возникновению прогресса. Действительно, религия, в частности, мешает новациям, поэтому религия как традиция, в принципе, должна быть отложена и заменена каким-то новым мировоззрением.
  •  Крайне высокий темп социального развития. Практически каждый год происходят новые научные открытия в области техники. То же самое происходит и в политической сфере: меняются политические системы, формы правления.
  •  Высокий уровень социальной мобильности. Если в космогенной цивилизации социальный статус человека был предопределен до его рождения, то в техногенной цивилизации такая предопределённость была полностью устранена. К примеру, если человек родился в семье строителей, то он вовсе не обязательно должен стать строителем: его выбор может пасть на любую профессию, которая является для него ближе, чем все остальные. Однако, в этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. «–»: 1) В космогенной цивилизации из поколения в поколение передавались какие-то навыки ремесла и, таким образом, ремесло совершенствовалось. Будь то изготовление горшков или военное дело – всё это передавалось от отца к сыну из поколения в поколение. Существовали какие-то профессиональные секреты и тайны, а сейчас такая система передачи отсутствует.   2) Люди часто не могут самоопределиться в течение всей жизни: они занимаются самыми различными работами, но так и не могут определиться с тем, что им действительно подходит. «+»:1) Человек заранее не привязан к какому-то социальному статусу, к какой-либо профессии и может выбирать её.
  •  Человек подчиняет себе природу, он господствует над ней и эксплуатирует её. Человек становится хозяином природы. Природа – это сырой материал, который человек должен обработать и подчинить себе. Средства, с помощью которых человек должен подчинить природу – это наука и техника. В свою очередь, наука и техника – это проявления разума. Следовательно, человек подчиняет природу с помощью разума.

 До сих пор мы живём в техногенной цивилизации, однако наша эпоха считается эпохой кризиса техногенной цивилизации. Возникает вопрос: «в чём проявляется этот кризис?»  Кризис проявляется в глобальных проблемах. Такими проблемами, к примеру, является сырьевой кризис (кризис ресурсов). Человек всю жизнь использует эти ресурсы, но, рано или поздно, он начинает замечать, что ресурсы не бесконечны: запасы нефти, газа и многие другие запасы скоро иссякнут и человечество останется без них. Другими глобальными проблемами являются экологический кризис, экономический и морально-нравственный кризисы. Морально-нравственный кризис – это отсутствие и пренебрежение традициями, которые ведут к постепенному разрушению морали. Мораль становится всё более относительной. Причина этого кризиса заключается в том, что человек всё больше и больше пытается подчинить себе природу. Она же, в свою очередь, старается себя защитить.  Техногенная цивилизация может быть условно разделена на три этапа:1) Доиндустриальный период – период, когда главным ресурсом (главным источником энергии) являются природные ресурсы, такие как древесина, металл, уголь и т.д.2) Индустриальный период – это период, когда главным ресурсом является энергия. 

3) Постиндустриальный (индустриальный) период – это период, когда главным ресурсом является информация. Возникает вопрос: «каковы способы и пути преодоления этого кризиса?»

 Главный способ преодоления кризиса – это переход к другому типу цивилизации, который носит название антропогенный тип цивилизации. 

  1.  Если в космогенной цивилизации человек занимал подчинённое положение по отношению к миру, в техногенной цивилизации человек преобразует окружающий мир, то сущность антропогенной цивилизации очевидна: у человека становится идеологическое отношение к природе. Таким образом, человек может как подчиняться окружающей природе, так и подчинять её.  Одной из предпосылок становления антропогенной цивилизации является процесс глобализации это процесс постоянной интеграции (объединения различных стран, народов, государств – некое единое политическое, социальное, культурное пространство). Постепенно стираются этнические, культурные отличия. Предположительно это может привести к тому, что в будущем не будет различных культур и стран: все страны объединятся. Вследствие этого возникнет единая планетарная экономика и установится единый всеобщий язык. Если человечество объединится, будет преследовать общие цели, то возникнет антропогенная цивилизация. Но, к сожалению, на сегодняшний день антропогенная цивилизация – это своеобразный миф. 

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12736. Лекция ПРАВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 39.52 KB
  Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Законы не содержат общих принципов нет системы в изложении хотя известная логика присутствует.
7150. Лекция Ключевые элементы данных. Назначение и типы ключей. Типы отношений. Построение отношений 31.46 KB
  Отношения между таблицами Отношения между таблицами устанавливают связь между данными находящимися в разных таблицах базы данных. Отношения между таблицами базы данных BIBLIO. Отношения между таблицами базы данных BIBLIO.
3305. Доклад Столкновение цивилизаций: неоатлантизм Хантингтона 15.84 KB
  Видимая геополитическая победа атлантизма на всей планете – с падением СССР исчез последний оплот континентальных сил – на самом деле затрагивает лишь поверхностный срез действительности. Стратегический успех НАТО, сопровождающийся идеологическим оформлением, отказ от главной конкурентной коммунистической идеологии
10835. Лекция Формирование основных институтов человеческого общества и древнейших цивилизаций 177.26 KB
  Полис как социальная политическая и экономическая система. Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. В одном из них была открыта овальная ограда из камней которую можно трактовать как основание легкого жилища. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах.
17801. Реферат Теория столкновения цивилизаций и изучение динамики современных международных отношений американского политолога С.Хантингтона 39.13 KB
  Цивилизационная идентичность, по мнению автора, будет играть все более важную роль в будущем, и в дальнейшем мир будет формироваться под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций. Наиболее значительные по своим последствиям конфликты будущего, по мнению Хантигтона, произойдут на своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации.
1748. Реферат Типы правопонимания 21.59 KB
  За время своего мноковекового существования юридическая наука сформировала различные образы права различные его концепции и толкования. Тип правопонимания – это определенный образ права характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического ценностного к нему отношения Иными словами это определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В разных частях света в группах государств или отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права...
17888. Контрольная Типы логики 25.95 KB
  Многие положения гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются как скажем описания раннего утра или картинки из жизни народов. Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи: - изучить историю появления логики; - рассмотреть индуктивную дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. Основная часть История возникновения логики В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад в IV в.
6754. Лекция Исторические типы философии 96.59 KB
  Генезис философии. Без обращения к историкофилософской тематике ни один из разделов философии не способен решать свои проблемы. История философии является школой теоретического мышления поскольку для развития последнего не существует до сих пор никакого иного средства кроме изучения всей предшествующей философии Ф.
115. Доклад Типы связи в словосочетании 7.59 KB
  Управление – это вид подчинительной связи при котором зависимое слово имя существительное местоимение субстантивированное слово ставится в той падежной форме без предлога или с предлогом которая обусловлена лексикограмматическим значением господствующего слова. Различаются виды управления: 1 в зависимости от характера связи между господствующим и зависимым словами: а управление сильное проявляющееся в тех случаях когда между господствующим и зависимым словами существует необходимая связь выражающаяся в том что господствующее...
3738. Доклад Типы экономических систем 6.18 KB
  Классификация типов национальных экономик позволяет идентифицировать их хозяйственный механизм, адекватный уровню развития страны, ее конкурентным преимуществам и национальным угрозам.

refleader.ru

Типы цивилизации

XIII тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20°С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III — II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.

Восточная цивилизация

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра.

Особенности древней восточной цивилизации.

Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство—поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получили в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава Государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

Важные признаки восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора, общественно-государственная собственность (прежде всего на землю), уравнительность.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) — строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии — сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно — беспрекословное повиновение.

Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера.

Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.

Вместе с тем исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития (н-р, в государствах Древнего Шумера).

Древневосточное общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.

Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географии, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н.э. и китайских — в XIII в. до н.э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н.э.). Появление первых книг в Китае относится к VII-VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

Западная цивилизация

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. н.э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежит мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность.

Установка на гармонию во всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью «античного человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда — формулирование канона — совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело — прообраз мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, то есть человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления.

Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т.п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н.э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации — эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами — греками и другими народами.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни-reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н.э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

В конце VI в. до н.э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Первые века республики — время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н.э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. II и I вв. до н.э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н.э. наблюдается и противоположный процесс — отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций — возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

В конце IV в. н.э. Римская империя делится примерно пополам —на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н.э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н.э. Рим был взят одним из германских племен — остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

Каковы же причины падения Римской империи? Они были связаны с кризисом римского общества, обусловливавшемся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

С падением Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации — Средневековье.



biofile.ru

Какие существуют основные типы цивилизаций

Цивилизацией называется сообщество людей, имеющих общие духовные ценности, сходный менталитет, устойчивые особенности социальной политики, экономики и культуры. На сегодняшний день выделяются несколько основных типов цивилизаций, отличающихся религиозными, этносоциальными, психологическими и поведенческими способами жизнедеятельности. В зависимости от исторического и экономического развития, перспектив развития и основ ментальности выделяют четыре типа цивилизаций: - природные сообщества;- восточная цивилизация;- западная цивилизация;- современная цивилизация.

Природные сообщества

Природные сообщества относятся к непрогрессивной форме существования, люди живут в рамках природного цикла, в гармонии с природой. Такие народы существуют вне исторического времени, у них нет понятий прошлого и будущего, для них реально только текущее время. Смысл своего существования эти общества видят в сохранении сложившихся традиций, обычаев, приемов труда, не нарушающих единства с природой. Неизменность установленных порядков поддерживается системой многочисленных табу.

Природные сообщества ведут кочевую или полукочевую жизнь. Духовная культура у них связана с обожествлением сил природы - воды, солнца, земли, огня. Посредниками между силами природы и народом являются предводители общин и жрецы. В социальной организации этих сообществ господствует коллективизм: люди живут общинами, родами, кланами, племенами.

Восточный тип цивилизации

Восточная цивилизация — это исторически первый тип цивилизации, который сформировался к 3 тысячелетию до н. э. в Древней Индии, Китае, Древнем Египте. Характерными чертами этих цивилизаций являются традиционализм, они ориентированы на воспроизводство сложившегося образа жизни. В мировоззренческом плане главенствует представление о несвободе человека, предопределение всех поступков, вызванное силами природы и богов. Сознание и воля направлена не на познание или преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, сосредоточенность на духовной жизни. Личностное начало не развито, жизнь людей построена на принципах коллективизма. Политическая организация в восточных цивилизациях основана на деспотии, экономической основой является государственная форма собственности, основным методом управления народом выступает принуждение.

Западный тип цивилизации

Западный тип цивилизации (Европа и Северная Америка) ориентирован на новизну, познание окружающего, динамизм, рациональность.Ценностями являются человеческая личность, индивидуализм, автономия, свобода, равенство, частная собственность. В управлении отдается предпочтение демократии. Западная цивилизация на определенном этапе перерастает в техногенную цивилизацию, сформировавшуюся в 15—17 веках в Европе и распространившуюся по всему миру. Главная черта данного типа цивилизации - это научная рациональность, ценность разума и прогресс науки и техники благодаря применению научных знаний. Развитие сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, быстрой трансформацией. Всего за одно-два поколения происходит изменение прежнего образа жизни, формируется новый тип личности.

Современный тип цивилизации

Современное состояние развития привело к зарождению глобальной цивилизации. Возрастает целостность мирового сообщества, появляется единая планетарная цивилизация. Глобализация характеризуется интернационализацией всей общественной деятельности, возникает единая система политических, социально-экономических, культурных и иных связей.

completerepair.ru