Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида). Сын осириса и исиды гор


Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида) » Nibler.ru

Информацию черпал от сюда, начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiМиф:Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinki Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiМиф:Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiГор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinki Миф:Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinkiИсида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinki Миф:Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinki

nibler.ru

Бог Гор, сын бога загробного мира – Осириса и богини Исиды.

Бог ГорБог Гор (другое имя данного бога – Хор), божество принадлежащее к пантеону богов Древнего Египта. Являлся божеством царственности, богом небесного пространства, кроме этого, Гор – бог солнечного диска. Хор являлся одним сыном бога загробного мира – Осириса и богини материнства – Исиды.

Самым важным противником бога Гора был Сет. Хоремахет была одной из наиболее распространенных ипостасей данного бога. Цари в Древнем Египте чаще всего представлялись как земное воплощение Гора.

Гор в античное время

В мифологии Бог Гор обозначается у рядя греческих авторов, при этом происходило отождествление его с Аполлоном, богом наук и искусств. Созвездие Орион по другому называлось созвездием Гора. В более позднее время Гор отождествлялся с Марсом и Аресом.

Некоторые мифы о боге Горе

Ра приказал Анубису собрать до это рассыпавшееся тело бога Осириса, набальзамировать его и, в последующем, запеленать. На мертвое тело Осирису опустилась богиня Исида, которая приняла облик сокола, и каким-то образом, зачала от него, от Осириса, Года, который в последующем и родился.

Считается, что Гор был рожден для мщения смерти Осириса, то есть его отца. Гор был последним и единственным наследником Осириса.

Исида втайне от всех вскормила и вырастила Гора в болотах Дельты. После чего мифология говорит о том, что Гор пошел сразиться с Сетом, дабы осудить его за незаконно присвоенное наследство.

Длительность суда составляла около 80 лет, после чего ему все таки было возвращено его наследство, которое было положено ему по закону, при этом бог Тот записывал решение, которое было вынесено на суде божеств.

Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены

Continue Reading

tajn.ru

Миф об Исиде и Осирисе

Осирис и его жена богиня Исида являются, несомненно, самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них по словам Тураева (Борис Александрович Тураев— русский историк, создатель отечественной школы истории Древнего Востока, в частности, Древнего Египта и Нубии), - « Главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян». Об Осирисе существует объемистая исследовательская литература, содержащая на мало противоречивых суждений и выводов. Необходимо сказать о том, что нам известно о сохранившихся источников об этих божествах. Это «тексты пирамид», «тексты саркофагов», «книга мертвых», «сказка о Горе и Сете», папирус Бремнер-Ринд, где имеется плач Исиды и Нефтиды по умершему Осирису; стела, известная в науки под названием «Гор на крокодилах», содержащая две интересные информации: об Исиде и 7 скорпионах, и о пребывании Исиды и ее сына Гора в болотах Дельты. Нельзя упомянуть также и «памятник мимфиской теологии», а котором говорилось в главе о Мемфисе и боге Птах. Перечисленные и другие египетские тексты содержат весьма интересный, высокоинформативный, но, к сожалению, фрагментарный материал об Осирисе. Тем не менее этот миф хорошо известен из знаменитого сочинения Плутарха «Об Осирисе и Исиде» написано уже в начале нашей эры, в первом веке.

Основные действующие лица

Осирис — один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали скипетр и плеть Осириса. Центры культа Осириса, части тела которого, по легенде, были разбросаны его убийцей Сетхом по всей стране, согласно традиции были основаны богиней Исидой там, где она находила фрагменты его плоти. Так, Бусирис считался местом пребывания позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильности и незыблемость, а остров Абатон — «запретный», расположенный рядом с островом Исиды Филе — вместилищем сердца бога.

— Основной культовый центр Осириса на юге страны — Абидос древний Абджиу, в который в эпоху Среднего царства проник культ бога, вытеснившего и поглотившего древнего Хентиментиу. Абидос - город, в котором была похоронена голова бога.

Осирис изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры хекет и нехеху. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями и иногда дополненной рогами овна и солнечным диском. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще — черным, как плодородная египетская земля или же зеленым — в знак возрождения сил природы.

При всей значимости функций Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшим аспектом его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение жизни вечной. Уже с эпохи V династии (2504 - 2347 гг. до н. э.) умерший царь отождествлялся с Осирисом, в то время как живущий правитель — с его сыном и наследником Хором. С течением времени в процессе демократизации взглядов на заупокойный культ, к Первому переходному периоду (2170 - 2025 гг. до н. э.) возможность возродиться в облике Осириса получал, согласно Текстам саркофагов, каждый умерший. Знаменитое обращение «Осирис такой-то», обычно относящееся к усопшему, идентифицировало его с божеством.

Исида

Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями бога Тота. Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила и центром её культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само её имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

Как супруга Осириса, Исиды воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зёрна; греки отождествляли Исиды с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу.

Исида была богиней колдовства и магии. Вместе Тотом она научила людей совершать религиозные обряды, творить чудодейственные заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Женщинам добрая богиня объяснила как правильно вести домашнее хозяйство.

Тот

Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям знания и письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса). В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

Сет

Бог хаоса и беспорядка, чаще всего изображавшийся в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере - около Гераклеополя - Дельта. В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён С. и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сет давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами. Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сетха сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000-3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сета также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.)

По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сетх считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I).

Символика: скипетр Уас и анх; стихия — пустыня, песчаные бури.

Цвет, ассоциирующийся с Сетхом — рыже-красный, подвластные ему сторона света — юг, растения — салат-латук, дыни и арбузы. Планета Меркурий.

Гор

Гор был сыном Исиды и Осириса. Его имя обозначает «высоту», «небо». Поскольку Гор родился, когда Осирис уже погиб от козней Сета, который захватил власть Осириса, то основной задачей Гора стало восстановление справедливости. Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ — солнечный диск с распростёртыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Когда Исида зачала Гора, она удалилась в болота дельты Нила. Там Гор родился, и Исида его воспитала.Когда Гор стал взрослым, он захотел заставить Сета признать себя единственным наследником Осириса. В битве с убийцей своего отца Гор потерял глаз, но и сам лишил Сета мужского начала. Вырванный Сетом глаз, который был чудесным, Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Нефтида

Нефтида, Небетхет («Госпожа обители») — в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

Сюжет

Миф вариативен и трактовать его, опираясь на разные источники, можно по-разному.

Рождение Осириса его братьев и сестер.

Еще до того как Ра покинул землю, богиня Маат сотворила три времени года: время Разлива, время Всходов и Время урожаев. Затем Маат поделила все три времени года на 4 месяц, каждый состоял из 13 месяцев, а каждые сутки между собой делили ночное и дневное светило поровну. Хранительницей этого порядка была назначила Луна.

Однажды Ра разгневался на Нут и сказал, что она все 360 дней в году не сможет рожать. Тогда мудрый бог Тот решил ей помочь. Он отправился клуне и при игре в шашки выиграл у неё еще 5 дней. Именно в эти 5 дней на светы и появились Осирис, его братья и сестры. В первый день на свет появился Осирис, во второй день появился Гор Бехдетский, в третий – Сет, в четвертый – Исида, а в пятый – Нефтида.

Земное царство Осириса.

Много лет правил Осирис Египтом. Он научил людей премудростям земледелия, садоводства, виноделия. В этом ему помогал мудрый бог Тот, который обучил людей письму, и его жена Исида, которая правила Та-Киметом во время путешествий ее мужа.

Но брат Осириса Сет всегда ему завидовал и решил захватить власть путем убийства брата. Он сговорился с царицей Эфиопии Асо 72 демонами. Сет в тайне измерил Осириса и приказал сделать сундук, украшенный драгоценными камнями, по размерам своего брата. Пригласив брата на званный пир, он когда все гости наелись и напились, решил показать какой у него есть чудесный сундук, и сказал , что тому кому этот сундук придется в пору, он его подарит. Все демоны стали ложится в него по очереди и никому он не подходил, когда Осирис лег в этот сундук, то крышка захлопнулась, сундук замолотили и обтянули сыромятными ремнями, и Сет своим слугам приказал отнести сундук к реке и бросить в Танитское устье.

Странствия Исиды

Исида, узнав о том, что случилось с ее мужем, остригла волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски своего мужа.

Долго странствовала Исида, пока не встретила детей, которые видели сундук, который плыл по реке. С помощью колдовства Исида узнала, где сундук. Оказалось, что сундук течением вынесло на берег города Гебал (Библ). Пока Исида странствовала, сундук врос в дерево. Однажды, когда царь Библа прогуливался по берегу, он приказал, срубить дерево и сделать из него колонну для дворца. Когда Исида увидела лишь пень, он расплакалась, к ней подошли служанки, царицы Астарты, и предложили ей пойти во служение к царице.

Исида во дворце

Царице очень понравилась Исида, и она сделала ее няней своего новорожденного сына. Исида очень привязалась к царевичу, и решил даровать ему бессмертие. Каждую ночь Исида бросала ребенка в огонь, чтобы смерть сгорела дотла в волшебном пламени, и давала ему сосать свой палец. Но однажды ночью царица Астарта решила, решила посмотреть как Исида ухаживает за ее сыном и увидев, что младенец объят огнем она закричала, что на ее крик сбежались все. Тут Исиде пришлось открыть тайну, кто она есть на самом деле. Она вырвала деревянную колонну, вынула из нее сундук и закричала, с такой силой, что сын Астарты не выдержал и сразу же умер, так судьба наказала Астарту за то, что она помешала Исиде сделать царевича бессмертным.

Первая в мире мумия

Сундук с телом Осириса Исида отнесла в Дельту Нила, и спрятала его там, прикрыв ветками и листьями пальмы. Однажды сет отправился на охоту и наткнулся на сундук, увидев, что в нем тело его брата, он разрубил его на четырнадцать частей и разбросала по всей земли. Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту. Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - лепидот, оксиринх и фраг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В этом Исиде помогали Нефтида, и Анубис.

Через 70 дней мумия была изготовлена. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого супруга и брата:

Приближается Исида, Приближается Нефтида.

Одна - справа,

Другая - слева,

Нашли они Осириса…

Спеши, Спеши!

Плачь о брате твоём, Исида!

Плачь о брате твоём, Нефтида!

Плачь о брате твоём!

(Перевод М. Э. Матье)

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она могла зачать ребенка и от мёртвого мужа. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Детство и юность Гора

Исида скрылась от гнева Сета в болотах Дельты и там выносила, родила и вырастила Гора. Каждый день Исида уходила в какое-нибудь селение за продуктами, оставляя младенца в тростниковом шалаше. Однажды, когда Исида отсутствовала, Гора ужалил скорпион или змея (по другой версии). Исида посчитала, что это сделал Сет, тогда она взмолилась богам, время остановилось, и боги из ладьи вечности спустились в болота Дельты. Боги сказали, что это сделал не Сет, и они исцелили младенца.

(Тот, обращаясь ко всем жителям Та-Кемет, громогласно объявил:

- Слушайте меня! Слушайте и помните: вы должны беречь Гора, заботится о нем и помогать Исиде. Если же вы не будете этого делать, на землю обрушатся голод, мрак и запустение.).

Египетские фараоны считались «земными воплощениями» Гора. Поэтому речь Тота, обращенная к египтянам, является иносказательным нравоучением: если люди не будут заботиться о фараоне, боги в наказание обрушат на Египет смертоносные бедствия – засуху и голод.

Когда Гор повзрослел, он отправился на битву с Сет, но проиграл. Сет вырвал ему глаз и разрубил его на 64 части, тогда Тот помог срастить глаз и Сет дал проглотить его Осирису. Осирис ожил и сказал, что он больше не останется на земле и отправится в царство мертвых. Но перед тем как уйти Осирис задал Гору вопросы:

Какой из поступков, по-твоему, является самым благородным? - спросил Осирис сына.

- Помочь невинно пострадавшему, - без раздумий ответил Хор.

- Какое из животных, участвующих в сражении, ты считаешь самым полезным? - задал Осирис второй вопрос.

- Самое полезное животное - это конь, - сказал Хор.

- Почему же конь? - удивился Осирис. - Почему ты назвал не льва, а коня? Ведь самый могучий из зверей - лев.

- Лев нужен тому, кто защищается, - презрительно ответил Хор. - А конь преследует убегающего.

Довольный ответом сына, Осирис воскликнул:

- Воистину, ты готов к битве! Иди же и повергни Сета.

Хор отправился мстить за отца. Много раз он вступал в битву с Сетом и неизменно повергал его. Один раз он даже изрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Но убить своего врага сын Исиды так и не смог. Всякий раз Сету удавалось спастись и излечиться от ран.

Хор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежат ему, а не узурпатору Сету; Сет же отказывался сложить корону и добровольно уступить власть. После многочисленных битв Сет и Хор, наконец, решили обратиться к суду богов: пусть Ра и Великая Девятка разрешат их спор, длившийся к этому времени уже восемьдесят лет.

Суд

На суде все боги кроме Ра считали, что трон должен достаться Гору. Но Ра считал Гора слишком молодым (на тот момент тяжба меду Гором и Сетом длилась 80 лет) и никто из богов не посмел ослушаться его. Исида стала всячески обвинять Сета и от этого Сет рассвирепел. Он попросил великого Ра убрать с суда. Боги решили продолжить судебный процесс на острове. Ра приказал лодочнику Анти не перевозить не каких женщин, тогда Исида превратилась в старуху, одела на палец золотое кольцо, пришла к берегу и попросила лодочника Анти перевести ее. Когда она попала на остров она превратилась в прекрасную девушку. Сет, едва увидал её, сразу воспылал к ней страстью. Оставив богов, он подошёл к Исиде и сказал: - Я здесь, с тобою, о девушка прекрасная! - О нет, мой великий господин, - кротко возразила Исида. - Что касается меня, то я была женой пастуха стад и родила сына, и юноша взял скот своего отца. Но однажды пришёл чужеземец и так сказал моему сыну: "Я побью тебя, и отниму скот твоего отца от тебя, и я выгоню тебя вон!" Так он сказал ему. Но я хочу, чтобы ты был ему защитником.

Желая заслужить благосклонность девушки, Сет сделал возмущенное лицо, воздел руки и воскликнул голосом, полным негодования:

- Неужели будет отдан скот чужеземцу, если сын хозяина налицо?

В тот же миг Исида приняла облик самки коршуна и с радостными возгласами взлетела с земли. Усевшись на верхушку акации, она крикнула Сету:

- Плачь о себе! Ибо вот твои собственные уста сказали это, и твой собственный разум осудил тебя! Что же тебе теперь ещё?!

Сет горько заплакал и, рыдая, отправился к Ра-Хорахте. - Эта злая женщина обманула меня, - сказал он и поведал солнечному богу о случившемся. Ра-Хорахте озабоченно промолвил: - Что же теперь тебе делать? Ведь ты осудил сам себя! - Пусть приведут перевозчика Анти и жестоко его накажут, - сказал Сет.

Девятка согласилась. Привели Анти и больно его избили палкой по подошвам ног. С тех пор Анти проклял золото, и с тех пор в селениях, где чтут Анти, на золото наложено табу.

После боги переместились на берег и продолжили суд. Тут Сет и Горрешили посостязаться в образе гиппопотамов под водой, кто раньше вынырнул бы из воды, тот бы и проиграл. Исида сразу забеспокоилась за сына, зная, что образ гиппопотама привычный для Сета. Тогда она бросила свой гарпун в воду, но попала в Гора, ранив его. После этого она призвала свой гарпун и бросила его снова, на этот раз попав в Сета. Тогда Сет взмолился, и добрая Исида, пожалев своего брата, призвала гарпун обратно. Тут Гор не выдержал, вынырнул из воды и отрубил своей матери голову. Тогда Исида приняла облик каменной статуи без головы. Хор же, сам испугавшись совершенного им в пылу гнева преступления, схватил голову матери, убежал в западные горы и спрятался в одном из ущелий.

После девятка богов наказала Гора, выколов ему глаза, он бежал, богиня Хатхор нашла его, влили ему в глазницы молоко газели и Гор прозрел.

Когда всем надоели эти тяжбы. Сет предложил Гор забыть всякие разногласия и прийти к нему на ужин. Когда они напились, наелись, Сет предложил Гору остаться. Тогда двух богов уложили в одну постель. Сет все это устроил, чтобы опорочить Гора, но Гор раскусив замысел Сета взял в руку его семя, а на утро призвал свою мать. Она отрубила опороченную руку и посыпала семенем любимое яство Сета, которым он позавтракал. Придя на суд Сет сказал, что Гор опорочен, тогда Гор попросил богов призвать его семя, Смех прекратился. Тот, писец Ра, возложил руку на плечо Хора и приказал: - Семя Сета, выйди наружу!

(Сходный сюжет засвидетельствован в тексте эпохи Среднего царства. По древнеегипетскому поверью, латук способствовал зачатию.)

[Но] семя ответило из глубины болота. Тогда Тот возложил руку на плечо Сета и сказал: - Семя Хора, выйди наружу!

- Каким путём ты приказываешь мне выйти? - раздалось из чрева Сета.

- Выйди через ухо, - сказал Тот, но семя возразило: - Неужели мне выходить через его ухо, ведь я - божественное истечение?!

- Тогда выйди через лоб Сета, - сказал мудрый Тот, и семя Хора в то же мгновение появилось на лбу Сета в виде золотого диска. Боги расхохотались; Сет же, вне себя от ярости, протянул руку, чтобы сорвать золотой диск. Но Тот не дал ему сделать этого: он сам забрал диск и возложил себе на голову, как корону.

- Прав Хор, и не прав Сет, - смеясь, сказала Девятка. Сет рассвирепел пуще прежнего:

- Клянусь именем бога, не будет Хору сана, пока мы не померяемся силами ещё раз. Мы построим себе каменные ладьи и оба поплывём наперегонки. Тому, кто одолеет соперника, будет дан сан владыки.

Состязание на каменных ладьях

Гор опять пошёл на хитрость. Он построил себе ладью из кедрового дерева и покрыл её сверху гипсом. Ночью он спустил её на воду. Никто из богов не заподозрил обмана. Сет, увидев ладью Гора и решив, что она сделана из камня, отправился на западный берег, отколол вершину скалы и вытесал ладью из цельной каменной глыбы.

Когда ладьи тронулись от берега, ладья Сета сразу же потонула, а ладья Гора стала плыть дальше. Тогда Сет превратился в гиппопотама и погнался за Гором. Когда Сет приблизился Гор стал во весь рост о занес гарпун на сета. Сет взмолил о пощаде сказал, что отказывается от трона.

Анализ

Школы мифа.

Существуют разные школы мифа.

Например,

Миф наполнен множеством непонятных моментов и символики. Объясним некоторые символы, которыми наполнены Осирические предания.

Вода. Значимость, которой предавали в древности воде, основывалось не только на том, что, орошая землю, она обеспечивала урожай. Что означал, в своем генезисе, обычай обмывать водой умершего? Намерение смыть с него грехи, чтобы он на том свете предстал чистым перед богом? Но и живые после похорон совершали омовение. Обрядовое омовение после похорон практиковалось у древних римлян, у евреев, у негров Африки, причем повсюду оно не осмысливалось как очищение. Омовение покойника и тех, кто его похоронил, следует рассматривать как акт молебственного отношения к божеству, олицетворявшемуся водой. Древние греки омывали водой больного после болезни, в чем можно видеть благодарственное священнодействие.

При рождении ребенка считалось необходимым обеспечит для него покровительство или по крайней мере благосклонность божества; отсюда обычай окунать в воду новорожденного, существовавший, например, в Древнем Риме, и в таких далеких от Европы местах, как Новая Зеландия, доколубовская Америка, Экваториальная Африка,Япония, Китай. Языческие представления о том, что омовение есть акт приобщения к божеству, перешло в монотеистические религии: у древних евреев ритуал обрядового погружения в воду тех язычников, которые принимали иудаизм, а впоследствии вступавших в христианскую общину должен был пройти обряд «крещения», т. е. приобщение к воде.

Можно также сказать, что сказочный сюжет чудесного зачатия от выпитой воды, свидетельствует о том, что вода ассоциировались с мужским началом.

Пальцы разделяют символику руки, часто представляя различные виды и/или аспекты проявления силы и активности. Нередко наделены солярной, огненной (лучи солнца, языки пламени), осевой символикой.

Разнообразные комбинации пальцев, образуют в различных культурах пространные системы жестов (мудры).

Нередко воспринимают значение других символов, воспроизводимых с помощью пальцев: так свойство скрещенных пальцев отводить беду или неудачу восходит к апотропаическим свойствам креста.

studfiles.net

Исида, Осирис, Гор. Утро богов

Исида, Осирис, Гор

Историк Д. Редер писал: «Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кельне)».

Много лет назад, когда я встречался с Д. Редером или когда читал его работы, факт преобразования представлений о великой богине в соседних странах Средиземноморья проскальзывал мимо моего внимания. Мне даже не приходило в голову задуматься о рождении светлого образа Девы Марии в связи с мифологической судьбой Исиды.

Надо же было случиться так, что я узнал от самой великой богини одно из ее имен: Исида!

Сама богиня произносит его более звонко: Изида.

У меня нет сомнения, что Д. Редер прав. Легенда о Деве Марии обязана своим генезисом египетским источникам. Но сами египетские источники сложны для понимания и изучения. Мне не удалось бы, пожалуй, воссоединить в моем сознании Исиду и Деву Марию так быстро, хотя названный выше историк высказывался по этому вопросу даже в двухтомном мифологическом словаре. Все же это казалось мне одной из гипотез. И только сама прекрасная богиня подтвердила ее. И я вдруг с изумлением обнаружил, что Исида была и богиней вод и богиней мореплавания в том же примерно аспекте, что и Афродита.

Она была и богиней ветра, рождала ветры. Но как!.. У нее были крылья. И если очень часто ее представляли в виде птицы (соколицы), то были и изображения ее в образе крылатой женщины, женщины-птицы.

Исида — символ женственности, она богиня плодородия. Все эти признаки ведут в древность, в далекую от нас кроманьонскую эпоху с Богиней-Матерью, крылатой женщиной-птицей. Эти же признаки помогают нам объединить в сознании Анахиту, Богиню Лебедь и Багбарту с сестрой и супругой Осириса.

Только древнейшие истоки веры помогают понять, что рога небесной коровы, с которыми изображалась Исида, означают власть над небом, и рога эти того же свойства, что и рога Афродиты, оставшиеся в памяти древних, а также рог Рожанны.

В ее небесном образе соединяются атрибуты и характеристики великой кроманьонской богини: рога, крылья. Славянские женщины носили головные уборы с тряпичными рогами. И в полном соответствии с их предназначением обнаруживается еще одна характерная черта египетской богини: она покровительствовала роженицам, облегчала роды и определяла судьбу новорожденных царей.

Исида изображалась с ребенком на руках. Его зовут Гор.

Он сын супружеской пары — Исиды и Осириса. В мифах говорится о борьбе, которую вела богиня с Сетом, убийцей Осириса. Имя Осириса сама великая богиня произносит звонко: Озирис. Противником Сета выступал и Гор.

За века и тысячелетия почитания Исиды сложился образ верной супруги и любящей матери — он и послужил основой библейского сказания. Остался верный знак этого в самом имени Девы Марии. Та Мери — так называли Египет сами древние египтяне. Мария — имя, созвучное названию древней земли.

Иногда я спрашиваю знакомых историков, причисляющих себя к евреям: как возник обряд обрезания? Чаще всего они отвечают, что это посвящение, обычай и т. п. А все же? Молчание — и мне приходится пересказывать отца истории Геродота, который недвусмысленно сообщает, что это обычай египтян.

Для меня это служит лишним подтверждением естественности и преемственности верований, отражающих одну и ту же реальность.

Гелиополь — Город Солнца. Так называли греки один из главных религиозных центров Египта, который играл эту роль на протяжении трех тысячелетий. В великую девятку богов Гелиополя входили Осирис, Исида, а также Нефтида и Сет. Назову и остальных: это Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут. Атум отождествлялся в Гелиополе с богом солнца Ра. Вот пояснения: Шу — Воздух, Тефнут — Влага, Геб — Земля, Нут — Небо.

От Гелиополя немного осталось. Его камни были использованы при строительстве Каира, еще раньше, после нашествия персов, многие обелиски, по свидетельству Страбона, были сброшены на землю, изуродованные огнем пожаров, некоторые из них, лучше других сохранившиеся, римляне вывезли в Александрию.

Но то, что сохранилось в реконструкции, поражает. На каменных столбах этого удивительного города нередко помещался большой, видный издалека крест. Он подобен гораздо более позднему христианскому символу. О назначении этого древнейшего столба с крестом (он назывался Иуну) остались лишь не очень достоверные легенды. Иуну оставался символом города до середины III тысячелетия до н. э., когда возникла новая форма — обелиск с заостренной вершиной.

Здесь поклонялись Осирису и Исиде, всей великой девятке богов.

И все же нельзя говорить, что Исида вышла из Гелиополя. Таких данных нет и в распоряжении египтологов. Исида, как мы теперь знаем, намного старше Гелиополя. Она современница кроманьонцев. Она пришла в египетский Гелиополь из небесного города. Этот небесный город расположен, по ее собственным словам, в направлении на Солнце. Город в небесном пространстве. Допускаю, что Гелиополь создан наподобие земного Асгарда по небесному эталону. Но у меня пока слишком мало данных.

Осирис (Озирис) — старший сын бога земли Геба, наследник прадеда Ра-Солнца, деда Шу. Четвертый бог и одновременно царь людей. Фараоны стали уподобляться ему. Их называли его именем. Он владыка земных глубин, затем ему передается как символ небесной власти, солнечный диск, сияющий над его головой.

Он дал египтянам искусство врачевания, города, умение обрабатывать руды металлов, приготовлять вино и пиво, сажать виноградники, сеять злаки, выпекать хлеб. До него же встречалось людоедство. Когда-то он был царем Египта, в полном смысле слова сделал человека человеком, научил его всему на многие века вперед. Такова правда небесная и земная.

Миф говорит о его завистнике, родном брате Сете. Это младший брат, но очень хотел бы сменить старшего на престоле и неустанно ищет способ это сделать. Вот Осирис возвращается с победой из Азии после долгого и трудного похода. Устраивается пир по его повелению. Семьдесят два соучастника убийства вносят по знаку Сета роскошный украшенный и убранный ларец (большой ящик). Сет возглашает; это подарок тому, кому придется впору. Но умалчивает о другом: ларь сделан по мерке, снятой с Осириса!

И Осирис ложится в ящик. Помощники Сета захлопнули крышку и тут же залили ее свинцом, приготовленным заранее. Ящик с мудрейшим из царей Египта брошен в полноводный Нил. Могучий куст вереска задержал, остановил ящик, ставший саркофагом, когда течение приблизило его к берегу. Вернейшая из жен, царица и богиня Исида нашла своего мужа мертвым, но сумела извлечь путем волшебства его жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына…

Тело Осириса предано земле. Исида уходит, ее странствия завершаются в низовьях Нила, среди непроходимых болот и зарослей. Там она дала жизнь Гору, воспитала его. Когда Гор вырос, его борьба с Сетом завершилась победой. Исида и Гор оживили Осириса. Он стал для египтян олицетворять природу, то умирающую, то возрождающуюся. Он же бог мертвых и царь загробного мира. Его суда не избежать умершим. Праведники попадают в райские поля, где живут вечно. Бог мертвых Анубис стал его спутником и помощником. (Бог земных глубин — ипостась Осириса, позднее его изображали с солнечным диском на голове.) Слава его и культ распространились в западной части Азии и в Европе. Ему поклонялись и в Северном Причерноморье, то есть там, где возникла Лебедия с богиней Лебедью. Мы знаем теперь другие имена ее. Так на этой, на нашей земле, вновь соединились верная Исида и великий Осирис. Это уже не миф, а история.

Еще до нашей эры севернее Черного моря проникают культы Осириса, Исиды, их сына Гора-Гарпократа. В первые века эры здесь широко распространены многочисленные изображения этих двух богов и великой богини. Введенный еще Птолемеями культ Сераписа, объединявший поклонение Осирису и Зевсу, слился в общем русле все усиливавшегося влияния древнеегипетских богов среди племен, вошедших затем в славяно-русскую общность. Здесь, в Причерноморье, колыбели великого народа русов, строились храмы египетским богам и великой богине Исиде. Об этом сохранились свидетельства на развалинах Ольвии.

В древнем Херсонесе (Арусинии), где позднее вспыхнет искра русского христианства, выполнены светильники с изображением Сераписа, относящиеся к тому же времени.

Серапис в длинной одежде стоит на алтаре. В его левой руке скипетр, правая рука благословляет. На нем хитон с рукавами, облегающий тело. По сторонам на отдельных алтарях — священная кобра Осириса, священная кобра Исиды.

Изображения Исиды из Ольвии, Херсонеса, города Боспора свидетельствуют: там знали или предполагали, что имя Афродита также относится к великой богине. Среди находок — образ Исиды, кормящей Гора, синкретическое изображение Исиды-Афродиты. В Горгиппии найден бюст Исиды с короной. Знак жизни анх держит в руке Анубис из серии тех же находок. Время — II век н. э. Афродита с Гором из Пантикапея, Гарпократ-Гор с лебедем или гусем, Исида, держащая на руках Гора, Серапис-Осирис, много раз повторенные в городах Северного Причерноморья, населенных потомками греческих и малоазийских переселенцев и скифами, удивительные курганы Боспора, повторяющие во многом древние пирамиды египтян, — все это прошло через тысячелетия и продолжается сейчас. Продолжается!

По непостижимым законам небесной магии жизнь торжествует над смертью многократно, и снова и снова изумленный человек изредка видит Исиду с маленьким Гором на руках.

Такова жизнь богов.

…Мифологическая судьба величайшего и благороднейшего из богов, Осириса, напоминает участь Гамлета-отца. Коварный и жестокий Клавдий лишь иным образом воплощает тот же замысел Сета. Но повторить подвиг прекраснейшей из женщин никому не удалось! Изида недосягаема в своей верности и чудодейственной силе.

Подобно юному отважному богу Гору, Гамлет-сын вступает в неравную борьбу с коронованным дядей Клавдием и со всем Эльсинором. И побеждает. Его смерть лишь подчеркивает значение этой победы, венчает ее, поднимает ее на ступень божественного, исключительного.

Но полностью миру богов принадлежит только отважный Гор, победивший в длительной борьбе и вернувший к жизни отца после невероятных драматических коллизий. Недаром его имя переводится как «высота», «небо», и его нередко изображали в образе крылатого Солнца или Сокола. Символом же его на все времена стало наше светило с распростертыми крыльями. Эти крылья — небесная защита земных владык.

Как только мы произносим имена египетских богов, нам представляется первозданная древность, не отмеченная ни в одном из письменных источников. На самом деле, быть может, все обстоит еще таинственнее. Чаще всего неизвестно, когда люди узнали того или иного бога. В сонме богов Ра-Солнца достойное место занимает Тот, бог мудрости и счета. Он владыка Луны, следит за астральным циклом и гармонией мира. Его книги магии хранили сведения, о которых мы имеем очень смутные представления. Писцы считали его своим покровителем.

Суд над умершими проходит под надзором Осириса, и на нем присутствуют Тот и Анубис. Трисмегист — так называли Тота древние греки, Трижды очень великий — таков перевод этого имени. Греками же он отождествлялся с Гермесом. Каждого покойного в царство мертвых ведет именно он.

Тот выступает на стороне Осириса и прекращает борьбу Сета с Гором. В одной из бесед с Жанной Исида назвала его богом знаний и света, давшим алфавит и законы.

Покровитель умерших Анубис вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его. Он непременно в числе богов, связанных с мистериями Осириса. По словам Исиды, он был в числе трех, кому открылась тайна бессмертия (Осирис, Исида, Анубис). Египетская мифология очень сложна и запутанна. С течением времени одни боги передают свои функции другим, сами же как бы воскресают в новом качестве и образе. Говорили о тысяче богов Древнего Египта. Их родословную помнят и знают только они сами. Я вижу в этой многоликости отражение и того обстоятельства, что ведь одно и то же божество могло выступать под разными именами.

Мне остается объяснить важное обстоятельство, исходя из тех же египетских источников, древность которых, уступая намного рукотворным свидетельствам — кроманьонским шедеврам, опережает, с другой стороны, средиземноморские и, в частности, библейские легенды.

На Деву Марию нашел святой дух, так родился извечный младенец, сын божий. Имя Христос почитаемо всеми верующими. Оно получило силу обновленной реальности. В другом истоке божьего бытия, наделенном той же силой реальности, Исида так же точно зачала от духа, от святого духа. Так велика и чудодейственна любовь небесной пары, что дух погибшего Осириса и стал отцом Гора. Я еще раз назову всех членов божественной семьи в произношении великой богини: Озирис, Изида, Гор. Развитие этой древней истории не исключает подобных же повторов и вариаций. Ведь боги бессмертны. Бессмертна любовь, бессмертно совершенствование.

Однажды Жанна спросила, все ли родственники великой богини живы. Та ответила: да, у нас все живы.

Вступив в новую Эру Водолея, оставив позади Эру Рыб, человечество приобщается к обновленной божественной реальности. Первая ступень преображения — явления и беседы Богородицы с людьми. Вторая — ее сошествие на Землю в образе игуменьи, ее наставления, ее опека. Так говорит она сама. О том, что будет далее, мне судить не дано.

Великая прекрасная богиня не порывает связи с Землей. Она принимала и принимает самое живое участие в событиях. Человечество обязано ей своим становлением, развитием, судьбой. Я отчетливо сознаю, с каким вниманием, с какой деликатностью, настойчивостью, она помогает заблудшему и, к сожалению, неспособному мыслить человечеству. И если боги и прежде всего великая богиня не могли из-за этой неспособности мыслить, сообщать и оповещать о жизни богов смертных, то теперь, в новой Эре Водолея, человеку многое будет дано. Хочется добавить: и многое спросится.

Мне вспоминается вечер в Доме журналистов, когда мы с Жанной ушли с какого-то скучнейшего мероприятия, на которое я рискнул ее пригласить. В баре, в полутьме, за чашкой кофе мы беседовали о прекрасной богине, и, как всегда, каждое слово оставалось в памяти.

Над потолком там подвешен светильник в виде белого шара. Диаметр его превышает полметра. Жанна несколько раз пристально рассматривала его. Я спросил, почему.

— Вспоминаю то утро, когда Богоматерь показала мне того, от кого зависело разрешение ответить на твои вопросы.

— Ну, я тогда перестарался… ты же сказала от ее имени: пусть будут записаны эти мои вопросы. И я написал целую космогоническую поэму в вопросах.

— Я не поэтому вспомнила. Я видела его. Понимаешь — его! Его лицо, свет, яркий-яркий. И он был в светлом шаре. Я различала этот шар так же отчетливо, как вот этот необыкновенный светильник.

Я тоже пристально рассматривал этот шар-светильник. У него слегка овальная форма. Что-то притягивало к нему взгляд. Я старался представить эту встречу… с ним.

— У тебя, наверное, будет болеть голова от яркого света, — сказала Жанна.

— Если я буду не готов его увидеть. Так?

— Да. Она сказала потом, что я слишком рано его увидела.

— Я был бы рад увидеть его даже в подобном случае… передай ей.

Я думал тогда о судьбе великих богов, таких же эмоциональных, как кроманьонцы, как современные люди, устающих, как иногда устает прекрасная богиня, иногда ужасающихся, по словам Жанны, поступкам людей.

— Иногда им становится плохо… от того, что делают люди!

— Понимаю, — ответил я ей, хотя понять это сразу нельзя, как нельзя сразу понять, что она видела великого Осириса.

Разговор о заданных мной вопросах состоялся 2 марта 1991 года.

Богоматерь была в желтой золотистой меховой накидке. Появилась поздно, около шести утра. Казалась усталой, даже измученной.

— Ты так поздно… наверное, устала? — спросила Жанна.

— Ты хотела меня видеть — вот и пришла.

— Я переписала его вопросы и слова, то, что его интересует. Я прочитаю тебе сейчас…

Богоматерь слушала все это, потом приложила свободную руку к накидке, к виску; так поступает человек, хватаясь за голову. Она сказала:

— Но он уже многое из этого знает!

После паузы:

— Я помогу ему.

— Прочитать снова все?

— Нет, я все знаю и помогу ему.

— Скажи хоть, как по-вашему один, единица?

Она рукой начертила в воздухе черную окружность, внутри поставила точку.

— Не понимаю… скажи, тебе много лет?

— Да, много.

— А дедушка мальчика жив?

— Да, у нас все живы.

Уходя, она повторяла как рефрен, это звучало как слабеющее эхо:

— Зена, зена, зена…

Это могло звучать и как «зено». Жанна точно не помнила.

На этот раз она уходила или, точнее, исчезала, не стоя лицом к Жанне, не повернувшись боком, как иногда бывало, а ее слегка качнуло влево и вправо, и Жанна как будто заметила, что задернулась едва различимая ткань балдахина или занавески. Потом она исчезла.

В то утро от нее шел жар. Потом Жанну знобило. Она приняла горячий душ, но горячая вода казалась даже прохладной.

Богоматерь появилась через четыре дня.

— Передай, чтобы он берег здоровье три недели, особенно в начале каждой недели! Пусть не принимает участия в крупных делах. Об этом ему будет звонок из другой части — поймет.

— Из другого города?

— Он поймет!

— Ты обещала ответить на его вопросы!

— Я еще не получила на это разрешения, — сказала великая богиня.

— Кто дает разрешение? Ты можешь его показать?

— Могу.

Возник образ мужчины средних лет, волосы русые, бородка, овал лица правильный. От него шел ослепительный свет. Весь день у Жанны болела голова.

Еще через четыре дня Жанна спросила:

— Кого ты показала мне, кто это?

— Это мой Один, — ответила Богоматерь.

— У меня до сих пор болит голова.

— Ты рано захотела его увидеть.

Как с вопросами, которые он задал?

— Мы решаем, пусть ждет. Ему будут звонить. Пусть не берется за крупные дела. Все начатое им в марте исполнится. Почему плохо следишь за ним?

— В чем дело, не понимаю?

— Он не носит в кармане деревянного крестика. Крест носит слева, твой образ (фотокарточку) справа. Скажи ему. Тогда образуются два луча, они с обеих сторон будут поддерживать его сердце. Надо беречь его здоровье!

— Хорошо. Только вроде я тут ни при чем… а мне трудно, денег нет, ничего нет. Как я?

— Все будет хорошо. Ты умная и красивая.

18 марта 1991 года великая богиня явилась в светлом круге, похожем на светлый шар — такой шар Жанна видела, когда явился бог, но тот был ярче.

— Кто же ты? — спросила Жанна.

— Мать мира, — ответила богиня. — Передай ему, чтобы постился последнюю неделю великого поста перед пасхой, это нужно для очищения души.

И главное для меня! На прощанье она округлила губы и произнесла:

— Ур. — Пауза. — Земля!

Это было одно из важных слов, о которых я спрашивал.

23 марта 1991 года Богоматерь казалась очень серьезной, даже хмурой.

— Почему ты сегодня хмурая? — спросила Жанна.

Она молчала. Как будто не слышала вопроса.

Я знал, что Ур — земля. Жанна почему-то снова спросила об этом.

— Ур, Ур, Ур! — повторила богиня.

— А как звучит имя Матери мира?

— Изида.

— Вы все бессмертны?

— Мы пришли к состоянию бессмертия.

— Кто пришел к этому состоянию?

— Изида, Озирис, Анубис.

Я процитировал мои дневниковые записи. Именно тогда, в марте, я узнал имя Исиды. Богоматерь — Исида. Сам я не смог догадаться об этом имени великой богини.

Главный бог асов — Один. Он был назван богиней. Это можно понимать как стремление высказаться кратко и ясно, не упоминая пока собственного имени Осириса. Предполагалось, что мое увлечение Асгардом позволит мне самостоятельно понять, о каком имени идет речь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

7. ОСИРИС И ИСИДА. 100 Великих мифов и легенд

7. ОСИРИС И ИСИДА

Миф об Осирисе и Исиде — один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние гиптяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов». Сын бога земли Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

«…Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах,

Небо смешалось с землей, тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною

Отгородился ты от меня…»

По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды.

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом — она собрала его тело воедино и сказала:

«О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса — пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Осирис — это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но, кроме того, он считался богом растительности, производительных сил природы. В храмах, посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового цикла.

Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за гробом, не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем покойного ставится имя Осириса — «Осирис имярек».

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н. э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченное его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Глава 4 БОЖЕСТВЕННЫЕ ЦАРСТВА ДЕЛЬТЫ. ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ НОМЫ ОСИРИС И ГОР, СЫН ИСИДЫ

I. Дельта и ее доисторическое прошлое

Западные номы Дельты Какую дату и какую продолжительность следует установить для царств Дельты и Долины, основанных адептами Гора и Сета? Мы не располагаем историческими данными, за исключением одного – правления Гора Двух Глаз и Сета более ранние в истории, чем появление Гора, сына Исиды. Как только боги из семьи Осириса выходят на сцену в качестве лидеров человеческих общин, Гор и Сет утрачивают свой блеск и уступают им дорогу, как старые властители, прошлой славе которых отдают должное, но предоставляют им лишь вторые роли. Однако эти роли видоизменены и варьируются по необходимости. В Дельте появляется новая сила, именно в Дельте теперь происходят исторические свершения, прежде чем распространиться в Долину.

В Дельте, по сравнению с Долиной, сохранилось чрезвычайно мало документов, виной чему физические причины. Почва здесь, часто заболоченная и повсюду куда более влажная, чем в Долине, плохо сохраняет следы прошлого. Интенсивная культивация требует постоянной вспашки тучной плодородной земли. И наконец, Дельта не располагается между скалистыми утесами Ливийской и Аравийской пустынь, где обитатели Долины находили места для своих первых поселений и более поздних гробниц и храмов. Как следствие, история Дельты во все периоды была куда менее изученной, чем история Долины. К счастью, недостаток археологических свидетельств восполняется Текстами пирамид, написанными жрецами Гелиополя в конце V династии (ок. 2540 до н. э.) и основанными на неисчерпаемом запасе легенд и преданий, собранных жрецами Дельты. Интеллектуальная деятельность обитателей Дельты наилучшим образом проявляется в этом собрании исторических свидетельств: в их общей направленности, художественном значении и философской значимости. Этим мы обязаны во многом благодаря материальному процветанию страны, где плодородие почвы и обширные просторы пригодной для обработки почвы благоприятствовали развитию трудолюбивого и любознательного народа. Именно в Нижнем Египте египтяне впервые столкнулись со значительными социальными проблемами, поскольку именно здесь были предприняты первые крупномасштабные попытки организации коллективного труда. Следовательно, можно предположить, что первые попытки объединить религиозную и политическую власть были предприняты правителями Дельты.

Второй этап этой наполовину божественной, наполовину человеческой истории отмечен преобразованием Дельты. Сквозь завесу религиозных традиций перед нами мелькает единое царство Нижнего Египта под покровительством Гора Двух Глаз. Теперь Дельта разделена на две группы номов, западных и восточных (карта I).

Со стороны Запада происходит миграция людей ливийского происхождения[68]. То, что мы сегодня называем Ливийской пустыней, было известно древним (по крайней мере, по соседствующим с Дельтой) с совершенно другой стороны. Земля была песчаной, но ее местами покрывали пастбища, на которых паслись огромные стада рогатого скота, ослов и овец. Не было там и недостатка в деревьях (рис. 16). Здесь обитало полукочевое, полуоседлое племя охотников, скотоводов и караванщиков, вооруженных стрелами и бумерангами.

Рис. 16. Трофеи из Ливии (быки, ослы, овцы, деревья). «Протоисторическая табличка»

Их проникновение в западную область Дельты подтверждается имеющими божественное происхождение названиями на ливийском берегу[69]. 3-й ном (Запад) поклонялся «Гору, который высоко поднимает руку» (действие охотника с бумерангом?)[70]. Богиня Нейт, покровительница 4-го и 5-го номов, несет охотничьи стрелы, скрещенные на пятнистой шкуре животного, и также зовется «ливийской». Название «Западный», Iment, которое позднее было дано всей ливийской области Дельты, изображается на письме в виде одного страусового пера, воткнутого в землю, или перед соколом (рис. 17). Это перо было украшением ливийцев, носивших его в волосах.

Рис. 17. Знак Iment

Храмы V династии сохранили память о том времени, когда эти 3-й и 5-й номы, вместе с 7-м (Острога), объединились под властью богини Запада (Iment), в виде женщины, носившей в волосах характерное перо. За ней, в праздничной церемонии Сед, шествуют ливийский Гор, ливийская Нейт и Гор из Буто, иногда этот последний также держит символ Запада. В данном случае иероглиф «Запад» – не просто географический термин, но знаменует собой группу номов. Этот политический и социальный статус западного символа Iment очень древний. На табличке, на которой было высечено имя (теперь стертое) царя Тинитского периода[71], мы видим воинов, отправляющихся в поход. Напротив них другой клан, во главе которого – символ Востока, Iabt. Два этих символа, которые позднее обозначали только страны света, здесь имеют значение племенных эмблем. Религиозные тексты всегда с почтением относились к этой классификации богов по области их происхождения и этническим характеристикам. Покровители Запада образовывали группу «Душ Запада», Bau Imenti, а волк Упуат, «Тот, кто открывает дороги», рожденный в Буто, назывался «Тот, кто правит Западом», Khenti-Iment. Это название первоначально отражало политическую власть Упуата в Западной Дельте[72].

Власть волка Упуата, или правление того или иного бога, означает, что царская власть находится в руках клана или отдельного лица, которые правят от имени этого бога. Именно в регионе Запада институт монархии обрел свои существенные черты. Богиня Нейт носит на голове Красную Корону[73]. Уаджет, богиня Буто, также имеет в своем городе «обиталища Красной Короны». Эта корона, сама являющаяся богиней, всегда означала фараона Нижнего Египта.

Масло, которое использовалось для умащения лбов богов и царей, упоминаемое уже на памятниках Тинитского периода, называлось hatet, вероятно в память о ливийских правителях, Hatiu[74], но называли его «Ливийским». В Текстах пирамид фараон уподобляется Упуату, владыке Запада, и приветствуется такими словами: «Ты принимаешь великую Белую Корону из рук великих чужестранцев, что правят ливийцами»[75]. Это упоминание относится к общему прошлому Западной Дельты и Ливии. Можно допустить, что в протоисторический период существовало египто-ливийское царство Запада, протянувшееся вдоль крупной речной артерии Западной Дельты – Канопского рукава, с центром – судя по важности культа Нейт в Тинитский период и в другие исторические эпохи – в Саисе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

сын Осириса и Исиды, 3 буквы, сканворд

сын Осириса и Исиды

Альтернативные описания

• Геннадий (настоящее имя Гдалий) (1907—81) русский писатель, повести «Докучливый собеседник», «Изваяние», книги «Живопись», «Ланжеро», «Дом на Моховой», «Юноша с далекой реки», «Университетская набережная», «Волшебная дорога», «Пять углов»

• бог Солнца в древнеегипетской мифологии, сын Осириса и Исиды

• в древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель фараонов

• в египетской мифологии бог с головой сокола, сын богини Исиды и бога Осириса (мифическое)

• бог-сокол в египетской мифологии

• имя американского кинорежиссера Вербински

• провинция в Афганистане

• египетский фараон XIII династии

• имя американского писателя Видала

• вице-президент США, получивший в 2007 году Нобелевскую премию мира за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению

• египетский бог, главный антагонист Сета

• бог Солнца в египетской мифологии, сын Осириса и Исиды

• в египетской мифологии — бог Солнца, покровитель фараонов

• сын Осириса

• египетский бог-сокол

• бог-сокол (Египет)

• бог-сокол у египтян

• сын Исиды

• бог, главный антагонист Сета

• покровитель власти фараона

• бог-сокол

• соперник Буша на выборах

• богсокол (Египет)

• бог-покровитель фараонов

• бог с головой сокола

• бог в облике сокола

• бог — сокол с древнеегипетской пропиской

• бог — сокол с древнеегипетский пропиской

• бог с птичьем обличьем

• древнеегипетский бог солнца

• бог с соколиной головой

• бог с соколиным взором

• бог в виде сокола

• кинорежиссер Вербински

• В египетской мифологии бог солнца, покровитель фараонов, сын Осириса и Изиды

• Бог солнца в египетской мифологии

• Русский писатель (1907-1981)

scanwordhelper.ru