Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании. Признаки словосочетания как синтаксической единицы


2. Словосочетание как единица синтаксиса.

  1. Синтаксис.

Предмет синтаксиса. Термин «синтаксис» употребляют для

обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Син-

т а к с и с я з ы к а — это его синтаксический строй, совокупность

действующих в языке закономерностей, регулирующих построение

синтаксических единиц. С и н т а к с и с как н а у к а — это раздел

грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и

значение синтаксических единиц.

«Синтаксис» — греческое слово (syntaxis), буквально значит «со-

ставление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как

наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему син-

таксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они

составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (эле-

менты) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса — это понятия о системе

синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксиче-

ских связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксиче-

ской) семантике

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части:

1) учение о словосочетании

2) учение о предложении.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц.

   Словосочетание – единица синтаксисаСловосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности

Типы связи слов в словосочетании.  Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании:Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1)Глагольные словосочетания С глаголом как главным словом сочетаются: а) имя существительное во всех косвенных падежах с предлогом и без предлога: слушать лектора, лечить людей, сидеть за столом, приходить без опоздания, стоять за кафедрой; б) наречие: учиться хорошо, дружески беседовать, слушать внимательно; в) инфинитив: просить подождать; ехать отдыхать; г) деепричастие: идти не оглядываясь. 2)Именные словосочетания Главным словом может являться существительное, прилагательное, местоимение, числительное: защита диплома, любовь к человеку, впечатление при встрече; нужный людям; скупой на слова, отчаянно смелый, готовый выполнить; некоторые из друзей, кто-то из выступавших, каждый из нас; второй из студентов, один из нас. 

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории, например: поздняя осень, ранняя осень, холодная осень; любить труд, любить науку, любить детей; говорить тихо, говорить взволнованно, говорить ласково. Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки отдельному слову. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически. Синтаксически несвободные словосочетания - это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, в предложении Ко мне подошла девушка высокого роста словосочетание высокого роста несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.: высокорослая девушка. Словосочетание высокого роста нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказать девушка роста). Фразеологически несвободные словосочетания - это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши.

studfiles.net

2. Словосочетание как синтаксическая единица. Классификация словосочетаний по раз-личным аспектам - Документ

1. Предмет синтаксиса. Аспекты изучения синтаксиса как уровня языка.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

?синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

?синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функц-ю значимость языка, изучает единицы комм-ного плана с точки зрения их строения, грамм-х свойств и типов

?синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

подходы к изучению предложения: 1.семантический – изучает содержание (что передается) 2.структурный – изучает форму (как передается) 3.коммуникативный – назнач-е (для чего передается) Си единицы – комп-ты связной речи.

Си ед – объединение двух и более словоформ в единое целое, которые обладают граммат-ми, семант-ми, формально выраженными си связями.

Группы синтаксических единиц:

Основные 1.СЛС 2.предлож 3.Сл.синт.целое Вспомогательные 1.Словоформа 2.Слово

Языковые средства выражения Си значения:

Синтаксические формы слова:

1.существительные – падеж. 2.прил. – род, число, падеж. 3.глагол – у спрягаемых – лицо, число, падеж. Служебные слова: 1.предлог (Р. Далеко от дома. Си значение отдаления от предмета). 2.союзы 3.Частицы. Выражают смысловые отношения между частями текста и модальная оценка.

2. Словосочетание как синтаксическая единица. Классификация словосочетаний по раз-личным аспектам.

Широкое понимание: Фортунатов: словос-е – объед-е 2 и более слов на основе сочинительной и подчинительной связи, выраж-я предик-ми/ непред. отн-ями. Узкое понимание: идет от учения Виноградова: словосочетание – синтаксическая ед-ца, образ-я соед-ем 2 и более слов на основе подч-й связи и непред-х отношений.

Более узкое: в трудах Золотовой – словос-е – соед-е глагола или имени со связанной синтаксемой. Это соед-е взаимно необходимо и связанная синтаксема участвует в предл-ии только при управляющем слове.

Менее широкое: по Белошапк-й – словос-е – соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или ф.слова + ф. слова.

Словосочетанием не является: 1.предикативное сочетание 2.полупредикативное сочетание 3.сочетание уточняемого и уточняющего (там, за горой, раздался взрыв) 4.сочетание связанное сочинительной связью 5. аналитические формы (буду читать) 6.составные слова (22, 115) 7.сочетания, связанные с именной частью сказуемого (был весел) 8. предложно падежные формы (в течение года) 9.фразеологизмы 10.сочетания, образованные неприсловной связью (умнее всех, не хуже других)

Словосочетания:

1. Именные - Субстантивные – стакан воды.

- Адъективные – вредный для здоровья.

- с числительным в главной роли – две книги.

- с местоимением в главной роли – что-нибудь интересное. 2. Глагольные 3. Адвербиальные

4. Словосочетания с категорией состояния.

По сочетаемости делятся на:

1. Свободные 2. Несвободные

- несвободные фразеологически

- несвободные синтаксически.

По структуре:

1. Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым, а если более – то сложным.

2. Академическая гр-ка:

-простые -до 4х слов, сильная связь главного с зависимыми. ;сложные – несколько подчинительных связей от одного главного слова, кроме сильной ; комбинированные – на основе связей от разных главных членов.

по степени спаянности компонентов:

1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…

2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…

По типу подчинительной связи. (согласование, примыкание, управление).

Полное СЛС – совпадают все грамматические категории, возможные у главного и з/слова.

Неполное СЛС – не все формы, з/слова уподобляются формам главного слова.

3. Подчинительные связи в словосочетании. Согласование и примыкание

подчинительная связь – соед–е неравноправных единиц: слово и зависящая словоформа (большой город), зависящая конструкция (человек, которого искали). ПС всегда закрытая. Средства выражения на уровне СП: средства связи, форма слова (ок–е, предлоги, суффиксы), порядок слов, интонация, типизированные лексические средства языка (гл–лы речи, мысли). Разновидности ПС:

Обязат.св. – слова не употр. без распространителя, т.е. появл–е слова вызывает появл–е и зависимого компонента (находиться в городе). Необязат.св. – распространитель необязателен .

Предсказующий / непредсказ–й хар–р связи опред–ся св–ми главн.компонента словосоч–я, возможностью слова предсказ–ть форму своего распространителя. При Н.связи форма зависимого комп–та не предсказ–ся главным, а опред–ся тем смыслом, кот.вносится этим компонентом в конструкцию (человек у двери / за дверью / под окном). Вариативная / невариативная – для предсказующ.связи. При ВС сущ–ет выбор формы завис. компонента СС: налить суп / налить супа. Невар.: подарить книгу.

В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.

Согласование – вид подч-й связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопред-ся формами рода, числа и падежа главного слова. Согл-е может быть

•полным (по всем трем формам) – синяя птица

•неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает •сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появл-е опр-х падежных форм – послать письмо

•слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамм-и св-ми – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизм-я часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою завис-ть от главного слова только лексически. вид подч. связи, кот. выраж–ся не изменением формы завис. компонента, а лишь его местополож-ем, зависимой грамм.ф–ей, в кач. зависимых компонентов выст. неизмен. слова и такие формы изменяемых слов, кот.не выражают их синтаксич. зависимости (идти медленно).

Шведова: расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке(традиционно – обстоят.-опред. отношения - управление). (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание).

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

4. Управление как вид подчинительной связи.

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изм-ии формы главного слова. Связь упр-я может быть сильной и слабой. При сильном упр-ии возникают отн-я восполняющие или объектные либо их контаминации. сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление опр-х падежных форм – послать письмо

Упр-е, при котором объектные отношения контаминируются с опред-ми (например: пилить пилой, гимн труду), принято относить к слабому управлению. слабое – распростр-е главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом. Шведова исп-т для различения слабого и сильного управления синт-е отн-я – для сильного упр-я необходимы объектные/восп. отн-я: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

Г80: УПР выр-ся присоед-м к глав-му слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом) и означает отношения восполняющие или объектные либо контаминированные: объектно-восполняющие или объектно-определительные. Главным словом при управлении может быть знаменательное слово любой части речи. Различается управление непосредственное, или беспредложное (видеть картину), и посредственное, или предложное (смотреть на картину). По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке(традиционно – обстоят.-опред. отношения управление). (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание).

5. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.

Слова, входящие в словосочетания, находятся в различных семантико-синтаксических отношениях друг с другом. Обобщенно эти отношения можно свести к основным: в традиционном подходе:

?объектные (управление) ?определительные (согласование) ?обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80): ?объектные

?определительные ?восполняющие

(Зависимое слово содержательно дополняет главное, образуя минимально информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно недостаточных словах – «сделаться», «состоять» - эти слова реализуют себя только в сочетании с другими словами)

Обстоятельственные вошли в определительные:

?собственно определительные

?обстоятельственно-определительные

?объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке. (по Шведовой, здесь связь – падежное примык-е). традиц. – обстоят.-опред. отн-я , управление)

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

В некоторых случаях возможно совмещение в словосочетании различных значений (объектно-обстоятельственных, определительно-объектных, определительно-обстоятельственных, что позволяет говорить о синкретизме.

6 - Проблема выделения синтаксической единицы меньшей, чем словосочетание

Разные концепции содержат разные наборы синтаксических объектов. Принято выделять три синтаксические единицы в современном языкознании: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Также к объектам синтаксиса относятся слово и форма слова, но не сами по себе, а со стороны их связей с другими формами слов и их функций в составе синтаксических единиц, в которые они входят как компоненты.

В 1973 г. в докладе на VII Международном съезде славистов А. В. Бондарко, говоря о морфологических категориях, таких, как наклонение, время, лицо, число, затронул вопрос о возможных синтаксических категориях

Действительно, формы морфологических категорий (хотя и не всех) в предложениях на основе синтаксической связи передают ту или иную семантику, которую соответственно и можно назвать синтаксической семантикой. Если на базе морфологической семантики возникают противопоставления, именуемые морфологическими категориями, то почему бы и синтаксическая семантика не могла лечь в основу синтаксической категории?

учёными сопоставляются, с одной стороны, элементарные морфологические единицы - морфемы, выделяемые в структуре той или иной части речи (например, морфемы времени в структуре глагола), с другой - элементарные синтаксические единицы , синтаксемы, которые выделяются в их противопоставленности друг другу в парадигматическом плане в позиции того или иного компонента предложения.

Одновременно было указано и на широкое взаимодействие многих категорий в области синтаксиса, которое проявляется в том, что синтаксемы одной категории совмещают в себе синтаксико-семантические признаки, характерные для синтаксем других категорий.

Знаменательное слово в синтаксисе раскрывается со стороны своей сочетаемости,т.е. способности вступать в подчин.связь. Описание синтаксиса знаменательного слова предст. собой хар–ку его сочетат–х св–тв, кот.реализуются в синт.соед–ях на основе подчин.связи.

Активная сочетаемость(валентность) – сочетат.св–ва гл. компонента СС, хар–ка того, что именно способен он к себе присоединять в кач.св.определителей, того, каких «слуг» предполагает этот «хозяин». Пассивная в–ть – сочетат.св–ва зависим. компонента в СС, хар–ка того, к чему он способен присоединяться в кач. определителя, какого «хозяина» предполагает.

7. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности

предл.-синтаксическая предикативная яединица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выраж-я законченную мысль.

П. – суждение, выраженное словами. Эта ориентация ущербна, так как предложение не всегда суждение. П. – синт. Единица языка являющаяся ср-вом формирования, выражения и сообщения мысли. Виноградов. Предложение – грамматически интонационно-оформленная по законам данного языка единица речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

Рассматривает предложение в следующих отношениях: •Назначение •Грамматическая сущность •Формальные признаки

П.: .Синтаксически коммуникативная единица, обладающая предикативностью и завершенностью интонации и построенная по одной из структурных схем, существующих в русском языке 2.Предложение может определять на основе 3-х групповых признаков: •Сематических •Структурных •Интонационных.

Предл.х-ся коммун-ю, предик-ю, модальностью. Ком-ть-категор. предл.,инф-щая о завершенности мысли говорящего и передающего дан.знач-я с пом.интонации. Предикативность — ключевой конституирующий признак предложения. Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса, в том числе слову. Предик-ть относит инф-ю к действ-ти и тем самым формирует единицу, предназначенную для самостоятельного сообщения.

-темпоральность - синтаксическое время- передает соотнесённость высказывания моменту речи

-модальность -катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию

-персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим

8. Предложение как многоаспектная синтаксическая структура

1. Структурный аспект: предикативная основа предложения, понятие о структурной схеме и парадигме предложения. 2. Семантический аспект: семантическая структура предложения (пропозиция, модус и диктум). 3. Функциональный аспект: классификация предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). 4. Коммуникативный аспект: актуальное членение предложения (тема и рема) и способы актуализации коммуникативного центра высказывания. 5. Структурно-семантические типы предложений: простое, осложненное, сложное.

Грамматическим значением простого предложения является предикативность - категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит - субъект и его наличие, существование; Светает - наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости - субъект и его количественный признак и т.д.

функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

прагматический аспект предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату.

9. Подлежащее и сказуемое двусоставного предложения. Особенности грамматической связи между ними.

Двусоставное предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они противопоставлены второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.

Содержательная характеристика: подлежащее – то, о чем говорится в предложении, сказуемое – то, что говорится о подлежащем.

Формальная характеристика: наиболее независимые формы. Именительный падеж существительного для подлежащего, кроме тех случаев, когда подлежащее выражено словосочетанием, для глагола – личная форма.

Сказуемое может быть

1.простое глагольное – он читает

2.осложненное глагольное сказ-е – выражено 2 глаголами в одной форме: пойду посмотрю, иди и ты садись, стреляй не стреляй, брать берете

3.составное глагольное сказ-е – личная форма глагола (модальные глаголы, краткое прилаг-е или фазовый глагол) +инфинитив: он начал есть, он готов уйти, он хочет учиться

4.составное именное сказ-е (состоит из глагола-связки в личной форме и именной части

5.сложное глагольное сказуемое (состоит из 3х частей) – мог начать петь, хотел бросить курить

6.трехчленное именное сказуемое – хотел стать дипломатом (можно рассм-ть как дополнение)

Связь подл-го и сказ-го – разные точки зрения:

?вербоцентрическая концепция

?главное – подлежащее (Шахматов) – отразилось в грамматике 54 (сказуемое грамматически зависит от подлежащего, хотя они оба главные члены)

?координация – взаимосвязанность 2х членов. Подл-е опр-т род и число в сказуемом – это направление связи Белошапкова определила как согл-е. В подл-м сказ-е определяет форму именительного падежа – это управление. Согл*упр=гр.коорд-я.

Подлежащее и сказуемое могут конфликтовать.

У них есть дача. – не соответствует определению по сод-ю, так как гов-ся о них, но традиционный синтаксис отдает предпочт-е форме.

10. Глагольное сказуемое и его разновидности.

Сказуемое – один из главных членов д/с предложения грамматически зависимый от подлежащего, называющий предикативный признак подлежащего и характеристики подлежащего в категории наклонения, времени и лице. Основные ф-и сказ-го: смысловая (вещественная, называет признак подлежащего (предмета), грамматическая (выражает грамматическую категорию наклонения, времени и лица), соединения.

ПГС – Выр-ся спрягаемой формой полнозн-го глагола, глагольным ФЕ или описательным глагольным боротом.

Соглас-е – Нах-я в соотв-ии хотя бы одной категории (грам) подлежащего. Несогл-е – Не соотн-ся ни в 1 грамм. категории или противоречит грамматическим кат-ям подлежащего. Р. А царица хохотать и плечами пожимать. ( 1.инфинитив в значении Ин 2.междометные слова 3.Формы Пн не совпадают в лице с подлежащим.)

Осложненное – Состоит: спрягаемая форма глагола + элементы которые вносят дополнительный оттенок значения в данном сказуемом.

Модели: - повторение спрягаемой формы глагола.

- лексически неполноценный глагол. Р. Пойду-ка я погуляю. - основной глагол фразеологизм частного глагольного типа. Р. Взял да и замолчал.

- инфинитив + (основа) основа глагола. Р. Вы поехать-то поехали?.

СГС: Вспомогательная часть (ГЗ) + Инфинитив (Вещественная семантика)

Выражается ГЗ, которое складывается их 2-ух компонентов: 1)Наклонение, время, лицо. 2)Начала, продолжительности, конца, эмоц-го состояния. Способы выражения:

1)Глагол с фазисным значением. Р. Лицо мое все еще продолжало улыбаться. 2)Модальный глагол в личной форме. Р. Хотел объехать целый свет.

3)Глагол с эмоц. значением. Р. Я люблю читать.

4)Краткие имена. Р. Рад, горазд, намерен, готов. Кто-то же должен отвечать. 5)Сущ. в роли ВЧ со знач. оценки. Р. . Он имел желание читать.

6)Модальный глагол + фазисный глагол + инфинитив ОЧ 8)На месте глагола может быть краткое прилагательное. (Краткое прилагательное с модальным значением + фазисный ил + инфинитив ОЧ

11. Составное именное сказуемое и его структура

Составное именное сказуемое состоит из связки в спрягаемой форме, которая выражает комплекс предикативных значений, и именной части, которая содержит вещественное сод-ие сказуемого. Именная часть может быть выражена новой словоформой, способной сочетаться со связкой, или цельным словос-м (Иван – человек простого рода). В русском синтаксисе существует расширенное понятие о связочном компоненте:

1. связка быть 2. полусвязочный глагол, который может выражать значение выявл-я признака (Ученик оказался умным) 3. полнозначные глаголы в условиях их грамматикализации.

грамматические значения такого сказуемого заключены в связке. Если сказуемое имеет значение настоящего времени, отвлеченная связка есть может отсутствовать, сказуемое в таком случае называется либо простым именным, либо составным с нулевой связкой, например. Роль предик-ой связки могут вып-ть указательные частицы это, вот, значит, это значит: Нравиться - это дело юношей . Сказуемое может присоединяться к подлежащему и при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно, как будто, что, часто переходящих в частицы.

Составное именное сказуемое может осложняться третьим компонентом - в таком случае оно состоит из предикативного прилагательного, связки и именной части: Ты должен быть нашим первым драматургом.

12. Второстепенные члены предложения: традиционная классификация и современное по-нимание

Традиционные учения о второстепенных членах предложения – 2 напр-я: 1.по зн-ю (логическое) 2.по виду синтакс-й связи (формальное)

Начало логического направления – труды Востокова и Греча. Они выделяли дополнение и определение, обстоятельство включали в определение,( т.е использовали семантический критерий.) Буслаев (середина XIX века) ввел понятие обстоятельства и 2 принципа классификации второстепенных членов ?по типу подчинения ?по значению (семантический)

Потебня наметил формальную классификацию – по типу подчинения.

Пешковский- о членах предл-я управляемых, согласуемых и примыкающих, отказывается от понятий доп-я, опр-я и обстоятельства.

В практике современной школы традиционная классификация – второстепенные члены предл-я рассм-ся как логическо-грамматические разряды. В конкретных словосочетаниях грамматическое значение связано с лексическим значением.

говорить с человеком – дополнение различное значение, хотя грамматические конструкции

При вычленении второст-х членов важно учитывать характер их вхождения в предложение – входят они в словсо. или отн-ся ко всему предл-ю в целом – детерминант.

В русской грамматике 80 традиционно второстепенные члены предложения распределяются по группам распространяющих членов предложения (Шведова) ?члены с присловной зависимостью ?детерминанты

Золотова – у нее второстепенный член предложения может стать подлежащим – ему весело – так как она считает, что не существует односоставных предложений.

Определение - втор. чл. пред, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета, выраж. небытийный признак предмета и выражающ. это знач-е формами прил, сущ, прич. (согл.-несогл.)

Дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак. Семант.классы: - объектные – обозначает предмет, на который направленно действие. - вторично объектные – обозначает адресата. - Агентивные – орудие действия. - Субъектно-агентивные – лицо, предмет, который с самост-но вып-т действие.

- социативно-субъектные – лица и предметы, совместно с которыми совершается действие.

Грамм-е классы: - прямое – обозначает предмет, на к-й о переходит д-е. Оно отн-ся к переходному глаголу и нах-ся в подч-й связи сильного упр-я.

Обст – это ВПЧ с ГЗ непредикативного признака, действия, состояния, или другого признака, который характеризует их со стороны качества, количества или различных внешних условий их протекания.

gigabaza.ru

Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

В данной главе:

§1. Словосочетание

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоватьсяозером (каким?) голубым – главное слово озеромлюбоваться (как?) долго - главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные

любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное

любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное

очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго – глагол + наречие

 

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

Примеры:

озером голубым – согласование,

любоваться озером – управление,

любоваться долго – примыкание.

 

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

 

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

 

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

  1. Является ли словосочетание единицей синтаксиса?
  2. Равноправны ли слова в словосочетании?
  3. Какая связь объединяет слова в словосочетание?
    • сочинительная
    • подчинительная
  4. Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?
  5. Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?
    • любить
    • литературу
  6. Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?
    • классической
    • музыкой
  7. Какое слово является главным в словосочетании много читать?
  8. Определи тип словосочетания хорошего настроения?
    • именное
    • глагольное
    • наречное
  9. Определи тип словосочетания построили дорогу?
    • именное
    • глагольное
    • наречное
  10. Определи тип словосочетания очень быстро?
    • именное
    • глагольное
    • наречное
Правильные ответы:
  1. да
  2. нет
  3. подчинительная
  4. нет
  5. любить
  6. музыкой
  7. читать
  8. именное
  9. глагольное
  10. наречное

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Образование 25 января 2016

Важнейший раздел науки о языке – синтаксис. Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст. Они и являются предметом его изучения. Самым нижним звеном в этой иерархии является словосочетание. Как единица синтаксиса оно играет очень важную роль, ведь именно из этих единиц строятся предложения и далее тексты.

Определение понятия

Одно или несколько слов, объединенных по смыслу либо грамматически, и составляют словосочетание. Эти синтаксические единицы легко выделяются из предложений. словосочетание как единица синтаксиса

В составе можно обнаружить главное слово и зависимое. Первое – то, от которого задается вопрос. Второе - к которому он ставится. Разберем пример: осенний ветер. Ветер (какой?) осенний. Так как вопрос задается от слова ветер – оно и будет главным. Соответственно, осенний – зависимое.

Грамматически слова связываются с помощью окончаний или предлогов. Также имеет значение порядок слов и смысловое примыкание.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетанием являться не будет. Во-первых, грамматическая основа. Этот факт легко доказать, ведь люди общаются между собой, устно и письменно, именно предложениями. Словосочетание – это своего рода кирпичик, из которого строятся более сложные коммуникативные единицы. Кроме того, существуют предложения, состоящие из одного слова. Словосочетание – это минимум две лексемы.словосочетание как единица синтаксиса виды словосочетаний

Во-вторых, однородные члены предложения также не будут попадать в разряд минимальных синтаксических единиц. Почему? Связь между ними не подчинительная, какой должна быть в словосочетании, а сочинительная (невозможно поставить вопрос).

В-третьих, знаменательную часть речи с примыкающей к нему служебной нельзя выделять в словосочетание. Как единица синтаксиса оно несет смысловую нагрузку. А описанный вариант – всего лишь форма слова.

В-четвертых, не нужно путать сложные грамматические формы и единицы синтаксиса. К примеру, будущее время, сослагательное или повелительное наклонение, степени сравнения и др.

В-пятых, в процессе развития языка утратили грамматическую и смысловую связь внутри себя фразеологизмы. Поэтому ошибочно говорить о том, что это словосочетание. Как основная единица синтаксиса оно обязательно должно состоять из связанных между собой слов.

Видео по теме

Виды по главному слову

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяют именное, глагольное, наречное словосочетание. Как единица синтаксиса, оно весьма разнообразно в своем составе. синтаксис основные единицы синтаксиса словосочетание предложение текст

Приведем примеры каждого вида синтаксических единиц.

  1. Именные. В них главное слово – именная часть речи. Стол из дерева (существительное), полезный для глаз (прилагательное), трое друзей (числительное), что-нибудь нужное (местоимение).
  2. Глагольные. Здесь главным словом может быть как непосредственно одноименная часть речи, так и причастие, деепричастие. Приведем примеры: смотреть в сторону (глагол), смотрящий в сторону (причастие), смотря в сторону (деепричастие).
  3. Наречные. Весьма хорошо, направо от реки, вглубь леса.

Связь согласование

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса очень схожи по связям своих компонентов между собой. Так, в предложении имеет место подчинительная, сочинительная и бессоюзная связь. Тогда как в словосочетании исключительно подчинительная. Однако она подразделяется на несколько типов. Первый, который рассмотрим – согласование. словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

При данном типе связи главное слово требует постановки зависимого в подобном себе роде, числе и падеже. Разберем, какими частями речи могут являться компоненты при согласовании:

Главное слово

Зависимое слово

Существительное либо другая субстантивная часть речи.

  1. Имя прилагательное (не в какой-либо степени сравнения): стол (какой?) дубовый, закат (какой?) красивый. Имеет место и краткая форма: зла на себя (в данном случае слова согласуются в роде и числе).
  2. Порядковым числительным: пятый этаж, седьмая полка. Только в роде согласуются количественные числительные: пять полок – пяти полкам. Исключение – оба, обе – для них характерна и категория рода: оба ученика, обе ученицы.
  3. Местоимением-прилагательным: письма (какого?) этого, к дому (какому?) тому.
  4. Причастием: книга (какая?) прочитанная, человек (какой?) думающий.
  5. Другим существительным-приложением: папой-архитектором, воином-освободителем.

Связь управление

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса создают нашу речь, поэтому необходимо понимать суть процессов, происходящих внутри. Еще одной связью между словами является управление. При нем главное слово, изменяясь само, не требует постановки зависимого в определенной форме. Формальный признак – не только окончание, как при согласовании, но также и предлог. Причем, последний более распространен.

Разберем варианты главных и зависимых слов в подобных словосочетаниях.

Главное слово

Зависимое слово

  1. Глагол: пишу (что?) книгу, думаем (о чем?) об отпуске. Части речи, близкие к глаголу (причастие, деепричастие): пишущий (что?) книгу, думая (о чем?) об отпуске.

Существительное, местоимение-существительное, либо субстантивная часть речи.

  1. Имя существительное: стол (из чего?) из мрамора, чтение (чего?) журнала
  2. Имя прилагательное: счастливый (от чего?) от любви, довольный (чем?) успехами
  3. Количественное числительное, поставленное в форму винительного либо родительного падежа: три (чего?) цветка; пять (чего?) ступенек

Связь примыкание

Словосочетание как единица синтаксиса может иметь внутри себя не только грамматическую связь, но и смысловую. Другими словами, зависимое слово может присоединяться к главному исключительно по смыслу. Такая связь называется примыканием. словосочетание как основная единица синтаксиса

Так как присоединение зависимого слова происходит по смыслу, логично предположить, что такими словами будут все неизменяемые части речи и формы слов. Перечислим их.

Главное слово

Зависимое слово

Глагол: делать (как?) быстро, начал (что делать?) говорить

1. Наречие: бежал (как?) быстро; нащупал (где?) впотьмах.

Имя существительное: гора (какая?) выше

2. Деепричастие: сидела (как?) глядя, рассказывал (как?) радуясь.

Наречие: весьма (как?) далеко

3. Инфинитив: должна была (что сделать?) приехать.

Имя прилагательное: красивый (как?) внешне и внутренне

4. Сравнительная степень имени прилагательного: реки (какие?) глубже, дети (какие) помладше.

5. Прилагательным-местоимением (их, ее его). Портфель (чей?) его, квартира (чья?) их.

6. Несогласованным приложением: газета (какая?) «Комсомольская правда»

Цельные и свободные

Описанными выше характеристиками не ограничивается словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний также определяются особенностями строения. Так, выделяют простые и сложные единицы. Первые содержат два знаменательных слова: как-то осенью, деревянное окно, никакого добра. Вторые, сложные, подразумевают от трех знаменательных слов в своем составе: поэтический язык Гоголя, окно в родительскую спальню, мои любимые книги.

Словарное богатство языка реализует словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по связанности компонентов – свободные и цельные. Первые включают независимые члены предложения, например, подлежащее и определение (другой берег), сказуемое и обстоятельство (лежал на кровати) и другие. словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Цельные же словосочетания являются одним, неделимым членом предложения: все (какие?) от мала до велика, работала (как?) спустя рукава.

Именно с изучения словосочетания начинается изучение такого сложного раздела языка как синтаксис. Основные единицы синтаксиса - словосочетание, предложение, текст - необходимо знать очень хорошо. Только в этом случае можно говорить о красивой письменной и устной речи.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Общественное питание как один из видов предпринимательской деятельностиБизнес Общественное питание как один из видов предпринимательской деятельности

Практически всех начинающих бизнесменов привлекает организация общественного

Какие есть основные виды игрушекДом и семья Какие есть основные виды игрушек

Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов. Так, для девочек игрушки носили бытовой характер, для мальчиков создавались пр...

Прорезыватель для зубов какой лучше выбрать? Виды и отзывыДом и семья Прорезыватель для зубов какой лучше выбрать? Виды и отзывы

Часто процесс прорезывания зубов у малыша сопровождается неприятными ощущениями из-за боли и набухания десен. Помочь ребенку и устранить дискомфортные симптомы можно, даже не используя лекарств. Для этого отлично подо...

Как почистить расческу? Виды расчесок и уход за нимиДом и семья Как почистить расческу? Виды расчесок и уход за ними

Расческа для волос – самый популярный аксессуар для ухода за собой, который имеется в каждом доме. Возможно, вас удивит этот вопрос, но все же: «Умеете ли вы ухаживать за приспособлениями для расчесывания ...

Какие бывают куклы? Виды кукол: описаниеДом и семья Какие бывают куклы? Виды кукол: описание

Они бывают самых разных размеров, изготавливаются из многочисленных материалов, некоторые из них похожи на малышей, другие — совсем как взрослые, с ними играют маленькие девочки, они становятся частью дорогостоя...

Какие бывают фундаменты. Виды фундаментов и их описание Домашний уют Какие бывают фундаменты. Виды фундаментов и их описание

Строительство любого здания, будь то частный коттедж, баня или гараж, начинается с закладки фундамента. О том, какие бывают фундаменты, поговорим в этой статье. А также рассмотрим, какой тип больше подойдет к той или ...

Какие бывают бани: виды и фотоДомашний уют Какие бывают бани: виды и фото

В современном мире существует огромное количество разных бань. Они отличаются между собой не только дизайном, организацией внутреннего пространства и колоритом, но и условиями во время процедуры. Именно соотношение те...

Личинки клопов: как выглядят, как избавиться и видыДомашний уют Личинки клопов: как выглядят, как избавиться и виды

Всем известно, что клопы – это мелкие кровососущие паразиты, попадающие в жилые помещения разными способами. Избавиться от них довольно проблематично, поскольку они размножаются с поразительной скоростью. Причем...

Как делать перекрытия? Виды перекрытийДомашний уют Как делать перекрытия? Виды перекрытий

Обязательным элементом конструкции любого дома или сооружения является перекрытие. На этот компонент строительного каркаса возлагаются и несущие нагрузки, и функция разделения этажей. Собственно, благодаря перекрытию ...

Какие бывают кустарники: виды, названия и фотоДомашний уют Какие бывают кустарники: виды, названия и фото

Кустарники прочно завоевали свою нишу в растительном мире. Встречая их на каждом шагу (в лесах, огородах, садах, парках и просто на улице), мы порой не придаем им никакого значения. И совершенно напрасно: зная, какие ...

monateka.com

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Важнейший раздел науки о языке – синтаксис. Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст. Они и являются предметом его изучения. Самым нижним звеном в этой иерархии является словосочетание. Как единица синтаксиса оно играет очень важную роль, ведь именно из этих единиц строятся предложения и далее тексты.

Определение понятия

Одно или несколько слов, объединенных по смыслу либо грамматически, и составляют словосочетание. Эти синтаксические единицы легко выделяются из предложений. словосочетание как единица синтаксиса

В составе можно обнаружить главное слово и зависимое. Первое – то, от которого задается вопрос. Второе - к которому он ставится. Разберем пример: осенний ветер. Ветер (какой?) осенний. Так как вопрос задается от слова ветер – оно и будет главным. Соответственно, осенний – зависимое.

Грамматически слова связываются с помощью окончаний или предлогов. Также имеет значение порядок слов и смысловое примыкание.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетанием являться не будет. Во-первых, грамматическая основа. Этот факт легко доказать, ведь люди общаются между собой, устно и письменно, именно предложениями. Словосочетание – это своего рода кирпичик, из которого строятся более сложные коммуникативные единицы. Кроме того, существуют предложения, состоящие из одного слова. Словосочетание – это минимум две лексемы.словосочетание как единица синтаксиса виды словосочетаний

Во-вторых, однородные члены предложения также не будут попадать в разряд минимальных синтаксических единиц. Почему? Связь между ними не подчинительная, какой должна быть в словосочетании, а сочинительная (невозможно поставить вопрос).

В-третьих, знаменательную часть речи с примыкающей к нему служебной нельзя выделять в словосочетание. Как единица синтаксиса оно несет смысловую нагрузку. А описанный вариант – всего лишь форма слова.

В-четвертых, не нужно путать сложные грамматические формы и единицы синтаксиса. К примеру, будущее время, сослагательное или повелительное наклонение, степени сравнения и др.

В-пятых, в процессе развития языка утратили грамматическую и смысловую связь внутри себя фразеологизмы. Поэтому ошибочно говорить о том, что это словосочетание. Как основная единица синтаксиса оно обязательно должно состоять из связанных между собой слов.

Виды по главному слову

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяют именное, глагольное, наречное словосочетание. Как единица синтаксиса, оно весьма разнообразно в своем составе. синтаксис основные единицы синтаксиса словосочетание предложение текст

Приведем примеры каждого вида синтаксических единиц.

  1. Именные. В них главное слово – именная часть речи. Стол из дерева (существительное), полезный для глаз (прилагательное), трое друзей (числительное), что-нибудь нужное (местоимение).
  2. Глагольные. Здесь главным словом может быть как непосредственно одноименная часть речи, так и причастие, деепричастие. Приведем примеры: смотреть в сторону (глагол), смотрящий в сторону (причастие), смотря в сторону (деепричастие).
  3. Наречные. Весьма хорошо, направо от реки, вглубь леса.

Связь согласование

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса очень схожи по связям своих компонентов между собой. Так, в предложении имеет место подчинительная, сочинительная и бессоюзная связь. Тогда как в словосочетании исключительно подчинительная. Однако она подразделяется на несколько типов. Первый, который рассмотрим – согласование. словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

При данном типе связи главное слово требует постановки зависимого в подобном себе роде, числе и падеже. Разберем, какими частями речи могут являться компоненты при согласовании:

Главное слово

Зависимое слово

Существительное либо другая субстантивная часть речи.

  1. Имя прилагательное (не в какой-либо степени сравнения): стол (какой?) дубовый, закат (какой?) красивый. Имеет место и краткая форма: зла на себя (в данном случае слова согласуются в роде и числе).
  2. Порядковым числительным: пятый этаж, седьмая полка. Только в роде согласуются количественные числительные: пять полок – пяти полкам. Исключение – оба, обе – для них характерна и категория рода: оба ученика, обе ученицы.
  3. Местоимением-прилагательным: письма (какого?) этого, к дому (какому?) тому.
  4. Причастием: книга (какая?) прочитанная, человек (какой?) думающий.
  5. Другим существительным-приложением: папой-архитектором, воином-освободителем.

Связь управление

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса создают нашу речь, поэтому необходимо понимать суть процессов, происходящих внутри. Еще одной связью между словами является управление. При нем главное слово, изменяясь само, не требует постановки зависимого в определенной форме. Формальный признак – не только окончание, как при согласовании, но также и предлог. Причем, последний более распространен.

Разберем варианты главных и зависимых слов в подобных словосочетаниях.

Главное слово

Зависимое слово

  1. Глагол: пишу (что?) книгу, думаем (о чем?) об отпуске. Части речи, близкие к глаголу (причастие, деепричастие): пишущий (что?) книгу, думая (о чем?) об отпуске.

Существительное, местоимение-существительное, либо субстантивная часть речи.

  1. Имя существительное: стол (из чего?) из мрамора, чтение (чего?) журнала
  2. Имя прилагательное: счастливый (от чего?) от любви, довольный (чем?) успехами
  3. Количественное числительное, поставленное в форму винительного либо родительного падежа: три (чего?) цветка; пять (чего?) ступенек

Связь примыкание

Словосочетание как единица синтаксиса может иметь внутри себя не только грамматическую связь, но и смысловую. Другими словами, зависимое слово может присоединяться к главному исключительно по смыслу. Такая связь называется примыканием. словосочетание как основная единица синтаксиса

Так как присоединение зависимого слова происходит по смыслу, логично предположить, что такими словами будут все неизменяемые части речи и формы слов. Перечислим их.

Главное слово

Зависимое слово

Глагол: делать (как?) быстро, начал (что делать?) говорить

1. Наречие: бежал (как?) быстро; нащупал (где?) впотьмах.

Имя существительное: гора (какая?) выше

2. Деепричастие: сидела (как?) глядя, рассказывал (как?) радуясь.

Наречие: весьма (как?) далеко

3. Инфинитив: должна была (что сделать?) приехать.

Имя прилагательное: красивый (как?) внешне и внутренне

4. Сравнительная степень имени прилагательного: реки (какие?) глубже, дети (какие) помладше.

5. Прилагательным-местоимением (их, ее его). Портфель (чей?) его, квартира (чья?) их.

6. Несогласованным приложением: газета (какая?) «Комсомольская правда»

Цельные и свободные

Описанными выше характеристиками не ограничивается словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний также определяются особенностями строения. Так, выделяют простые и сложные единицы. Первые содержат два знаменательных слова: как-то осенью, деревянное окно, никакого добра. Вторые, сложные, подразумевают от трех знаменательных слов в своем составе: поэтический язык Гоголя, окно в родительскую спальню, мои любимые книги.

Словарное богатство языка реализует словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по связанности компонентов – свободные и цельные. Первые включают независимые члены предложения, например, подлежащее и определение (другой берег), сказуемое и обстоятельство (лежал на кровати) и другие. словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Цельные же словосочетания являются одним, неделимым членом предложения: все (какие?) от мала до велика, работала (как?) спустя рукава.

Именно с изучения словосочетания начинается изучение такого сложного раздела языка как синтаксис. Основные единицы синтаксиса - словосочетание, предложение, текст - необходимо знать очень хорошо. Только в этом случае можно говорить о красивой письменной и устной речи.

fb.ru

Основные единицы синтаксиса. Общность и различия синтаксических единиц.

Синтаксис(греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.

Единицы синтаксиса:словосочетание, простое предложение,сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания – это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина – синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции. Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения.

Словосочетание -это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

Любить животных, любимое дело, очень интересно, школа и колледж.

Словосочетания формируются в предложениях и выделяются из него:

Проявляйте уважение к мнению других людей.

Предложение– это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Предложение - основная синтаксическая единица языка, синтаксиса, в нем оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать).

Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа. В простых предложениях грамматическая основа одна.

Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение – это синтаксическая ед-ца, компонентами которой являются предикативные ед-цы, соединенные между собой синтаксической связью.

Основные конститутивные признаки. Различия между синтаксическими единицами носят только грамматический характер, по своему вещественному содержанию они могут совпадать, условием такого совпадение является равенство лексического состава.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)

Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.

Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса

Различительные признаки синтаксических ед-ц(коротко)

Отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего – непредикативность (словосочетание)

Соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания – монопредикативность (простое предложение)

Соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания по частям – полипредикативность (сложное предложение).

(Подробнее)

Словосочетание - это непредикативная единица, то есть оно не оценивает содержание с точки зрения реальности, достоверности, возможности. А предложение - предикативная единица. Поэтому содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации. Словосочетание и предложение различны и по характеру функций. Словосочетание представляет собой наименование сложного, расчлененного понятия. Поэтому словосочетание выполняет назывную, номинативную функцию. В речи оно, как и слово, не способно быть коммуникативной единицей (единицей общения) и поэтому используется лишь как материал для построения предложения.Предложение тоже выполняет номинативную функцию, только оно называет не отдельные предметы, признаки и пр., а событие, ситуацию. И эта номинация предназначена для общения людей друг с другом. Поэтому собственная языковая функция предложения - коммуникативная (функция общения, сообщения).Предложение как коммуникативная единица имеет интонационное оформление. Словосочетанию интонация не свойственна.

Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 390 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Неделимые словосочетания. | Понятие категории предикативности. | Двусоставное предложение. | Эллиптические предложения. | Расчлененные и нерасчлененные предложения. | Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего. | Сказуемое как главный член предложения. Способы выражения сказуемого | Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определения. Согласованное и несогласованное определение. | Обстоятельства выражаются | Понятие определенно-личного предложения. Его значение. Возможные формы выражения главного члена предложения. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.058 сек.)

mybiblioteka.su

Лекция 2. Словосочетание как единица синтаксиса.

Количество просмотров публикации Лекция 2. Словосочетание как единица синтаксиса. - 921

Величины СЗЗ.

Класс ХОО Размер СЗЗ
1 км
0,5 км
0,3 км
100 м
50 м

Администрация ХОО должна обеспечить безопасность населœения в районе размещения, а при крайне важно сти провести дополнительные мероприятия:

ü Оповещение населœения;

ü Обеспечение средствами защиты;

ü Эвакуация населœения у жилых районов.

ХОО экономики и территория, относится к 1-ой степени опасности, в случае если в эту территорию попадает более 75 тыс.человек.

2-ая степень – более 40 тыс.человек, но менее 75 тыс. чел.

3-я степень – менее 40 тыс. человек.

4-ая степень – для ХОО, территория которых не выходит за пределы СЗЗ.

План.

1. Понятие о словосочетании.

2. Отличие словосочетания от слова и предложения.

3. Словосочетание и другие сочетания слов.

Вопрос о словосочетании как единице синтаксиса является дискуссионным. Суть проблемы можно свести к следующим положениям: существует ли словосочетание вне предложения, или оно является составным элементом предложения, вычленяясь из него наряду с другими сочетаниями слов (то есть проблема в том, насколько словосочетание является самостоятельной языковой единицей). Существует две точки зрения: (1) словосочетание - ϶ᴛᴏ основная единица синтаксиса, а предложение – лишь разновидность словосочетания. (2) эта точка зрения является господствующей. Словосочетание и предложение – качественно различные единицы синтаксиса. Предложение - ϶ᴛᴏ коммуникативная единица, а словосочетание – некоммуникативная единица синтаксиса, только в составе предложения оно входит в систему коммуникативных средств языка.

Чтобы понять специфику словосочетания и дать ему определœение, крайне важно сопоставить его со словом и предложением.

а) Как и слово, словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть называет предметы, их признаки и действия. Только в отличие от слов словосочетание дает развернутую характеристику явлений действительности (реалий). Сравните:

Плавать Плавать хорошо (конкретизирует действие)
Яблоко Красное яблоко, вкусное яблоко (конкретизирует предмет, содержит его характеристику).
Красный Красный от мороза (указывает на причину появления признака).

Итак, словосочетание называет расчлененное понятие, лишь в некоторых случаях слова бывают конкретнее, чем словосочетания. К примеру: февраль и зимний месяц. В таких случаях словосочетание представляет собой описательный оборот: основной закон/ конституция; ноябрь/ месяц первых морозов.

Номинативная функция более ярко проявляется в субстантивных словосочетаниях: лист формата А4, печатная машинка, автомат Калашникова, обходной лист, больничный лист, частный предприниматель. Часто такие словосочетания становятся терминологическими оборотами.

б) Как и слово, словосочетание обладает системой форм, имеет начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного словосочетания (для имени существительного это форма именительного падежа единственного числа, для глагола это инфинитив). Любить шоколад, сильный ветер – словосочетания стоят в начальной форме.

в) Как и предложение, словосочетание образуется из знаменательных слов на базе подчинительной связи. Но в отличие от предложения оно лишено категории предикативности, то есть не имеет модально-временного плана. Сравните:

Дерево росло. Высокое дерево
Событие реально, происходило в прошлом. В данном случае обозначается не событие, а принято называть понятие. Неизвестно, к какому временному плану оно отнесено.

г) В отличие от предложения словосочетание не обладает интонационной законченностью и оформленностью. Сравните:

украшать елку Украшать елку!
Расчлененное понятие, называющее действие и его объект. Перед нами предложение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ содержит приказ, требование. Это высказывание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет интонационную оформленность.

Эти примеры показывают, что нет четкой границы между предикативным сочетанием и словосочетанием и что словосочетание легко трансформировать в предложение, придав ему интонационную оформленность и модально-временной план.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под словосочетаниемпринято понимать непредикативная синтаксическая единица, образованная из двух или более знаменательных слов на базе подчинительной связи.

Подчинительная связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов. Так, в словосочетании читать отрывки северных поэм главный компонент – глагол, остальные компоненты непосредственно или опосредованно зависят от него. Напомню, что зависимость одного компонента от другого устанавливается по вопросу.

Словосочетание имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Исходной формой словосочетания является начальная форма его главного компонента. Парадигма изменения словосочетания также определяется словоизменительной парадигмой главного слова: дом у дороги, дома у дороги, дому у дороги, домом у дороги, о доме у дороги. Самая сложная парадигма у глагольных словосочетаний: она включает в себя спрягаемые и неспрягаемые формы. (Напомню, что у глагола насчитывается 263 формы). Так как причастие и деепричастие - ϶ᴛᴏ особые формы глагола, то причастные и деепричастные обороты будут рассматриваться как формы глагольного словосочетания, а начальную форму будет образовывать инфинитив. К примеру: опереться на гранит (исходная форма), оперся на гранит, опершись на гранит, обопрется на гранит (производные формы). Хотя допускается для причастных оборотов начальная форма – форма И.п. причастия (если причастие воспринимается как самостоятельная часть речи).

Синтаксические отношения между компонентами словосочетания составляют его грамматическое значение. Безоговорочно выделяют следующие типы синтаксических отношений: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные.

Атрибутивные отношенияхарактерны для словосочетаний, называющих ‘предмет и его признак’: низкое коварство, молодой повеса, не моего романа, синь неба, девушка с голубыми глазами, старик в очках, время думать, свет солнца. В предложении зависимое слово выполняет функцию определœения.

Объектные отношения свойственны словосочетаниям, которые называют ‘действия и предмет или лицо, по отношению к которому оно проявляется’. Это первая модель объектных отношений: читать книгу, любить балет, приобрести пособия, приобретение пособий.

Вторая модель указывает на ‘признак и предмет или лицо, по отношению к которому он проявляется’: склонный к анализу, крепче стали, вплотную к стене, уверенный в себе. В предложении зависимое слово является дополнением.

Обстоятельственные отношенияхарактерны для словосочетаний, которые называют ‘действие и обстоятельства, при которых оно протекает’ (иногда говорят ‘обстоятельства, которые характеризуют его протекание’): громко петь, ходить пешком, работать в саду, отсутствовать по болезни, состоится при любой погоде. В предложении зависимый компонент является обстоятельством.

Комплетивные отношения (иначе восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых главный компонент является семантически недостаточным, в связи с этим он не может употребляться без семантического распространителя. В предложении всё словосочетание является одним членом предложения. Оно характеризуется максимальной степенью спаянности компонентов. К примеру: десять дней, стая уток, стакан молока, стать героем, начать готовиться, множество ошибок, большинство избирателœей, много песен.

Модели словосочетаний с комплетивными отношениями самые разнообразные. При этом одну модель можно выделить легко - ϶ᴛᴏ словосочетания со значением ‘предметы и их количества’.

Некоторыми лингвистами выделяются словосочетания с субъектным значением, причем на субъект указывает зависимое слово, а главное называет действие или состояние: подвиг разведчика, рассказ преподавателя, доброта матери. Можно их рассматривать как словосочетания с атрибутивными отношениями.

В русском языке много словосочетаний, в которых на основное грамматическое значение накладывается дополнительное. К примеру: подвиг разведчика (на определительные отношения накладываются объектные), грозу в начале мая (на определительные отношения накладываются обстоятельственные (грозу какую? когда?)).

Словосочетания - ϶ᴛᴏ только один из видов синтаксических конструкций. Не всœе сочетания слов относятся к словосочетаниям. Не являются словосочетаниями:

1. Предикативная конструкция. Она составляет грамматическую основу предложения. Дерево растет. Дождь идет.

2. Полупредикативные словосочетания – главное слово и обособленный член предложения. К примеру: ветер, дувший навстречу, писал, не обращая внимания на шум. Дело в том, что обособленные члены предложения легко трансформируются в предложение. Сравните: Ветер, который дул навстречу, мешал быстро идти. Студент писал и не обращал внимания на шум.

3. Ряды однородных членов предложения, так как они соединœены сочинительной связью. Он одарял предмет любимый душой чувствительной, умом и привлекательным лицом.

4. Сочетания знаменательного и служебного слова, так как по определœению в состав словосочетания входят как минимум два знаменательных слова: около берега, на реке, вопреки ожиданию, несмотря на непогоду, лишь бы успеть.

5. Аналитические грамматические формы – будущее время глагола, степени сравнения прилагательных, наречий: буду писать, ярче всœех, самая обаятельная, более трудный.

6. Фразеологические обороты, так как только в свободном словосочетании сохраняются самостоятельные значения компонентов. Сравните: зелœеное яблоко, бегать по утрам, гулять в парке. В фразеологизме лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или полностью утрачена. Во-вторых, фразеологизм по значению равен слово и должна быть заменен им: склеить ласты, поднять вопрос, гонять лодыря, прикусить язык. В-третьих, фразеологизмы воспроизводятся в готовом виде, а словосочетания создаются в речи, хотя фразеологизмы и словосочетания могут иметь общую структуру. Сравните: гонять лодыря/ читать книгу, дубина стоеросовая/ солнечный день.

Лингвисты считают, что фразеологизмы сочетают в себе признаки словосочетания и слова и являются переходным явлением между словом и словосочетанием, в связи с этим фразеологизмы традиционно не являются предметом грамматики.

Процесс фразеологизации во многом связан с появлением у словосочетания переносных значений: прикусить язык во время трапезы, поедая вкусное блюдо и прикусить язык в значении ‘замолчать’.

referatwork.ru