Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка. На сколько лет губернатора выбирают


Порядок назначения губернаторов в России и назначения губернаторов в 2018 году

C 1995 по 2005 год в России губернаторов выбирали жители Российской Федерации. С 2005 года по указу действующего тогда президента РФ Дмитрия Медведева губернаторов назначают законодательные (представительные) органы субъектов РФ по предложению президента.

Порядок назначения губернаторов

Кандидаты предлагаются президенту РФ политическими партиями, победившими на региональных выборах, что закреплено в ФЗ № 41 от 5 апреля 2009 года, а порядок процедуры утвержден Указом № 441 Президента РФ от 23 апреля 2009 года.

Постоянно действующий коллегиальный орган партии за 90 дней до окончания полномочий руководителя конкретного региона РФ выдвигает на рассмотрение президенту 3 варианта кандидатур на пост руководителя субъекта. Перед представлением президент и уполномоченный представитель партии от субъекта обсуждают выдвинутые кандидатуры.

Если ни один из вариантов, предложенных партией, не поддержан президентом, то в соответствии с указом глава государства инициирует консультации с партией и региональным законодательным органом, после чего на рассмотрение выносится еще 3 кандидатуры. Консультации могут проводиться до того момента, пока не будет достигнуто согласие по кандидатурам.

В соответствии с указом о назначении губернатора №441 руководителя региона выбирает президент РФ в том случае, если партия не предложила претендента на пост главы субъекта РФ. Выбор делается из перечня кандидатов, выдвинутых полномочным представителем Федерального округа конкретного субъекта.

Вот так назначаем губернаторов

По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Эти сменщики обычно получают серьезную поддержку со стороны президента и центральной власти.

Тренд 2017 года

В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России. Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами. Хотя слово "молодой" подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года.

С губернатором Екатеринбурга

Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду. Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.

Тенденции на 2018 год

По мнению политологов, в 2018 году произойдет еще несколько перестановок, назначений и освобождений от должностей. Новая идея президентского срока после 18 марта 2018 года состоит в обновлении губернаторских позиций (около 80 процентов к 2020 году).

Также за 2018 год пройдут выборы в 16 регионах, девять представителей которых являются временно исполняющими обязанности (врио). Выборы назначены на сентябрь. И существует вероятность того, что в апреле-мае еще могут быть отставки 1-2 представителей регионов с целью подготовки к выборам новых врио.

Люди на выборах

Кремль преследует не только цель поменять губернаторов - "старых" на "новых", но и ускорить социально-экономический рост с помощью более качественного управления на региональном уровне на основе современного, грамотного и эффективного финансового менеджмента. Особенно это актуально во времена санкций Запада и общей экономической нестабильности.

Прогнозы на 2018 год - новые назначения губернаторов и новые отставки

Среди вероятных кандидатов к отставке в ходе весенне-летнего периода - губернаторы, уход которых прогнозировали еще осенью 2017 года (руководители Алтайского края, Мурманской области и Санкт-Петербурга), на основании доклада о рейтинге устойчивости руководителей субъектов РФ "Госсовет 2.0", разработанным коммуникационным холдингом "Минченко".

В зоне риска находятся также руководители: Владимирской области Светлана Орлова, Липецкой области Олег Королев, Республики Алтай Александра Бердникова, Челябинской области Борис Дубровский, Калмыкии Алексей Орлов и Краснодарского края Вениамин Кондратьев (8 баллов и ниже по рейтингу "Госсовет 2.0" - зона риска; у всех перечисленных руководителей баллы 8 и ниже). В 2017 году из 16 губернаторов, находящихся в зоне риска, под замену пошли 9.

Путин на выборах

Также на основании рейтинга был сделан вывод, что руководители регионов, прошедшие через выборы губернаторов на региональном уровне путем всенародного голосования, не продемонстрировали не только какого-либо существенного роста, но и устойчивости.

Месяц пристального внимания закончился, и федеральная власть озаботилась своими проблемами и задачами, переместилось внимание на другие регионы, и вновь назначенные губернаторы остались со своими проблемами наедине. Свободный полет без поддержки центральной власти оказался испытанием для многих и, видимо, не все это испытание пройдут. Так, к зоне риска подбираются руководители Кировской области Игорь Васильев и Удмуртии Александр Бречалов.

Что дальше?

Много будет зависеть как раз от результатов тех "молодых технократов", которые были назначены в сентябре 2017 года. Если их результаты будут признаны положительными, от этого будет зависеть дальнейший порядок назначения губернаторов и в целом кадровой политики. Их положительные результаты покажут, что метод подготовки новых и современных политиков и заброс их в регионы работает и, скорее всего, будет практиковаться и дальше. Если результаты будут отрицательные, Кремлю придется прорабатывать и тестировать новую модель подготовки и назначения руководителей регионов.

В целом стоит отметить, что практика назначения губернаторов президентом имеет больше плюсов, чем минусов. Власть таким образом оказывает более действенное участие в управлении регионами и может в обозримом будущем добиться больших результатов.

fb.ru

Губернаторы Российской Федерации на 2018 год, список и выборы губернаторов

Субъект РФ ФИО
Кировская область Васильев Игорь Владимирович
Тульская область Дюмин Алексей Геннадьевич
Ярославская область Миронов Дмитрий Юрьевич
Ставропольский край Владимиров Владимир Владимирович
Вологодская область Кувшинников Олег Александрович
Орловская область Клычков Андрей Евгеньевич
Москва Собянин Сергей Семёнович
Магаданская область Печёный Владимир Петрович
Архангельская область Орлов Игорь Анатольевич
Ингушетия Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич
Северная Осетия — Алания Битаров Вячеслав Зелимханович
Марий Эл Евстифеев Александр Александрович
Удмуртская Республика Бречалов Александр Владимирович
Нижегородская область Никитин Глеб Сергеевич
Пензенская область Белозерцев Иван Александрович
Карачаево-Черкесская Республика Темрезов Рашид Бориспиевич
Севастополь Овсянников Дмитрий Владимирович
Ленинградская область Дрозденко Александр Юрьевич
Республика Карелия Парфенчиков Артур Олегович
Кабардино-Балкария Мусуков Алий Тахирович
Республика Бурятия Цыденов Алексей Самбуевич
Амурская область Козлов Александр Александрович
Ненецкий автономный округ Цыбульский Александр Витальевич
Астраханская область Жилкин Александр Александрович
Сахалинская область Кожемяко Олег Николаевич
Республика Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич
Мурманская область Ковтун Марина Васильевна
Самарская область Азаров Дмитрий Игоревич
Чукотский АО Копин Роман Валентинович
Кемеровская область Цивилёв, Сергей Евгеньевич (и. о., с 1 апреля 2018)
Калужская область Артамонов Анатолий Дмитриевич
Республика Адыгея Кумпилов Мурат Каральбиевич
Псковская область Ведерников Михаил Юрьевич
Калининградская область Алиханов Антон Андреевич
Красноярский край Усс Александр Викторович
Камчатский край Илюхин Владимир Иванович
Пермский край Решетников Максим Геннадьевич
Новосибирская область Травников Андрей Александрович
Саратовская область Радаев Валерий Васильевич
Новгородская область Никитин Андрей Сергеевич
Омская область Бурков Александр Леонидович
Томская область Жвачкин Сергей Анатольевич
Республика Саха (Якутия) Борисов Егор Афанасьевич
Санкт-Петербург Полтавченко Георгий Сергеевич
Приморский край Тарасенко Андрей Владимирович
Ивановская область Воскресенский Станислав Сергеевич
Воронежская область Гусев Александр Викторович
Республика Мордовия Волков Владимир Дмитриевич
Курганская область Кокорин Алексей Геннадьевич
Чувашская Республика Игнатьев Михаил Васильевич
Республика Калмыкия Орлов Алексей Маратович
Чеченская Республика Кадыров Рамзан Ахматович
Иркутская область Левченко Сергей Георгиевич
Республика Башкортостан Хамитов Рустэм Закиевич
Липецкая область Королёв Олег Петрович
Костромская область Ситников Сергей Константинович
Краснодарский край Кондратьев Вениамин Иванович
Тамбовская область Никитин Александр Валерьевич
Республика Коми Гапликов Сергей Анатольевич
Хабаровский край Шпорт Вячеслав Иванович
Еврейская автономная область Левинталь Александр Борисович
Республика Тыва Кара-оол Шолбан Валерьевич
Смоленская область Островский Алексей Владимирович
Челябинская область Дубровский Борис Александрович
Ханте-Мансийсий автономный округ Комарова Наталья Владимировна
Республика Дагестан Васильев Владимир Абдуалиевич
Республика Крым Аксёнов Сергей Валерьевич
Ростовская область Голубев Василий Юрьевич
Забайкальский край Жданова Наталья Николаевна
Белгородская область Савченко Евгений Степанович
Ямало-Ненецкий автономный округ Кобылкин Дмитрий Николаевич
Республика Алтай Бердников Александр Васильевич
Волгоградская область Бочаров Андрей Иванович
Владимирская область Орлова Светлана Юрьевна
Республика Хакасия Зимин Виктор Михайлович
Оренбургская область Берг Юрий Александрович
Московская область Воробьёв Андрей Юрьевич
Рязанская область Любимов Николай Викторович
Алтайский край Карлин Александр Богданович
Ульяновская область Морозов Сергей Иванович
Тюменская область Якушев Владимир Владимирович
Брянская область Богомаз Александр Васильевич
Тверская область Руденя Игорь Михайлович
Свердловская область Куйвашев Евгений Владимирович
Курская область Михайлов Александр Николаевич

www.presidentrussia.ru

Вступает в силу закон о порядке прямых выборов глав регионов в РФ

Спустя восемь лет после отмены прямых выборов губернаторов у россиян вновь появляется право лично участвовать в избрании руководителя своего региона - новый закон о порядке выборов глав субъектов РФ вступает в силу в пятницу.

МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Спустя восемь лет после отмены прямых выборов губернаторов у россиян вновь появляется право лично участвовать в избрании руководителя своего региона - новый закон о порядке выборов глав субъектов РФ вступает в силу в пятницу.

Поправки, инициированные Дмитрием Медведевым в бытность его президентом, вряд ли существенно изменят в ближайшее время политическую ситуацию в субъектах и стране в целом - за четыре года правления он поменял более двух третей губернаторов, причем около 20 из них заняли должности в последние месяцы. Таким образом, во внутренней политике вновь избранный президент Владимир Путин по-прежнему будет опираться в основном на назначенных, а не на выбранных руководителей регионов.

Первые выборы по новому закону состоятся не раньше октября 2012 года, если до этого времени свой пост раньше срока не покинет кто-то из глав субъектов.

Первоиюньская демократия

С 2004 года в России предложения о назначении губернатора вносились президентом страны на утверждение в региональный парламент из числа кандидатов, предложенных победившей на региональных выборах партией. В 2011 году Медведев выступил с инициативой изменения такого порядка и возврата к прямым выборам при сохранении "президентского фильтра". Президент, который еще в декабре 2010 года сомневался в необходимости возврата к прямым выборам в "текущей исторической перспективе", спустя год, по его словам, услышал тех, кто ждет перемен, и согласился, что "надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни".

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Медведев рассказал о законах, которые сделают политическую жизнь интереснее

Соответствующий законопроект был внесен в Думу президентом 16 января 2012 года, Госдума приняла его 25 апреля, спустя два дня одобрил Совет Федерации и 2 мая он был подписан главой государства. Он стал одним из главных документов, принятых в рамках политической реформы, которую инициировал Медведев в последние месяцы пребывания на посту президента.

Принятый закон вступает в силу 1 июня 2012 года, а первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года (14 октября) и будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно. К таким субъектам относятся Новгородская, Брянская, Амурская области. Глава ЦИК России Владимир Чуров ранее сообщил, что первые такие выборы пройдут как минимум в двух регионах, а точное их число может будет назвать после объявления осенней избирательной кампании.

Начиная с 2013 года, выборы будут проводиться в единый день голосования года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, наделенного такими полномочиями на день вступления в силу закона.

Фильтры для кандидатов

В соответствии с законом кандидаты на должность главы субъекта Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть как партийного, так и беспартийного россиянина. Кроме того, баллотироваться в губернаторы смогут граждане России старше 30 лет в порядке самовыдвижения, если такая норма будет прописана в региональном законе. Самовыдвиженцам придется собирать подписи избирателей в свою поддержку - от 0,5% до 2%.

Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами (своего рода "президентский фильтр").

Выборность глав регионов в России. Инфографика

Однако, как пояснил полпред президента в Совете Федерации Александр Котенков, закон не устанавливает ответственность за невыполнение президентских рекомендаций, если все же консультации состоялись. Вместе с тем, по его словам, у главы государства остается право проинформировать избирателей о своем мнении или о вскрывшихся в ходе консультаций фактах.

Закон предусматривает, что кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой от 5% до 10% местных парламентариев из не менее чем 3/4 муниципальных образований региона (так называемый муниципальный фильтр, или муниципальные праймериз). Точный процент муниципальных депутатов регионы будут устанавливать самостоятельно. При этом депутат может отдать голос только за одного кандидата в губернаторы.

Как отмечается в документе, самовыдвиженцам при этом помимо получения указанной поддержки необходимо еще собрать от 0,5% до 2% подписей избирателей, зарегистрированных на территории региона РФ.

Отзыв губернаторов

Выборы губернаторов при необходимости будут проходить в два тура - для победы нужно будет набрать более 50% голосов избирателей, пришедших на участки.

Закон устанавливает, что губернаторы не могут занимать высший пост региона более двух сроков подряд.

Для проведения референдума по отзыву необходимо будет собрать не менее 25% подписей избирателей. При этом за отзыв губернатора должны проголосовать более 50% избирателей, зарегистрированных в регионе (а не только пришедших на участки).

Закон предусматривает отзыв избирателями губернаторов в случае установления судом фактов нарушения им законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.

Губернаторы, отрешенные от должности, также не смогут в течение двух лет баллотироваться на выборах главы региона.

Кроме того, кандидатами в руководители субъектов РФ не могут становиться лица, когда-либо осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом если преступление, за которое человек отсидел в тюрьме, позже потеряло статус тяжкого или особо тяжкого, человек получает возможность баллотироваться на пост губернатора.

Губернаторы, занявшие свои посты по "старой" схеме - через утверждение в региональном парламенте - смогут с согласия президента принять участие в досрочных выборах на пост главы региона, если они проработали на своем посту не менее года. Таким образом, у действующих губернаторов появится возможность подтвердить свою легитимность на прямых выборах.

Предвыборное обновление

Политологи, опрошенные РИА Новости, обратили внимание на то, что принятие нового закона о прямых выборах губернаторов сопровождалось целой серией отставок глав регионов. Эксперты сошлись в оценках, что эти кадровые изменения связаны с желанием "максимально быстро зачистить российские территории от неэффективных управленцев" и избавиться от руководителей, не имеющих, по мнению Кремля, хороших перспектив на переизбрание по новым правилам.

Череда губернаторских отставок началась после декабрьских думских выборов, всего за прошедшие пять с лишним месяцев стало известно о смене глав 20 регионов: 16 человек ушли по собственному желанию, еще четырем не продлили полномочия - подмосковному губернатору Борису Громову, томскому Виктору Крессу, омскому Леониду Полежаеву и главе Ленобласти Валерию Сердюкову.

Еще в декабре президент Дмитрий Медведев не исключил, что сделает оргвыводы в отношении региональных руководителей, которые были предложены на свои посты "Единой Россией", но не смогли обеспечить партии успех на думских выборах. Из 20 губернаторов только трое обеспечили ЕР половину голосов избирателей.

ria.ru

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. "Принять отставку губернатора Камчатского края Кузьмицкого A.A. по собственному желанию", - говорится в президентском указе.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему "недоверия", своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон  N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О политических партиях" (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее - 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее - 100 дней).

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее - не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее - 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". Она подробно описывается изменениях в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступивших в силу 24 мая 2009 года. "Удалить" мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае - в законе сказано, что "рассмотрение инициативы депутатов об "удалении" мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора".

Есть три основания для отставки: "действия или бездействие" мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

В России вступает в силу закон о выборах губернатора

Избирательный бюллетень

Фото: Смотров Михаил

Россия возвращается к прямым выборам губернаторов. На пост могут претендовать кандидаты, достигшие 30 лет, не имеющие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления. Губернатор избирается сроком на пять лет и может занимать пост не более двух сроков подряд.

Новый закон о губернаторских выборах в России вступает в силу с 1 июня 2012 года. На должность губернатора могут претендовать кандидаты в возрасте более 30 лет, не имеющие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления.

"Единая Россия" не пропустит "хомяковские" поправки в закон о выборах губернатора Петербурга Новости

"Единая Россия" не пропустит "хомяковские" поправки в закон о выборах губернатора Петербурга

Срок полномочий ограничивается пятью годами и двумя сроками подряд. Выборы губернатора будут проходить в два тура.

Партии выдвинут своих кандидатов. Самовыдвиженцы смогут участвовать в выборах, если заручатся поддержкой избирателей и соберут от 0,5% до 2% подписей избирателей для регистрации.

Отставку губернатора может инициировать президент - в случае выявления фактов коррупции, неурегулирования конфликта интересов, нарушения федерального или регионального законодательства.  

Кроме того, отставки главы региона могут потребовать сами граждане. Для этого необходима поддержка не менее 25% избирателей. Закон вступает в силу 1 июня 2012 года. Первые выборы по новому законодательству состоятся уже в октябре.

О возвращении прямых выборов губернаторов представители действующей власти заговорили сразу после первых крупных митингов оппозиции в декабре 2011 года. Наблюдатели полагают, что в тот период Кремль, испугавшись протестного движения, всерьез рассматривал вариант возвращения полноценных выборов.

Ситуация изменилась к весне, когда стало понятно, что митинги оппозиции продолжаются, но если не исполнять их требований, то ничего страшного не происходит. Поэтому законопроект о выборах, по словам политологов, стали "заигрывать".

Во-первых, закон предполагает не вполне прямые выборы: в большинстве регионов самовыдвиженцы не могут в них участвовать, также созданы два фильтра-барьера на пути кандидатов: муниципальный (необходимость собирать подписи местных депутатов для выдвижения) и президентский (право главы государства провести консультации с кандидатами и выдать выдвинувшим их партиям свои рекомендации).

Госдума приняла поправку о повышении штрафов за нарушения на митингах Законопроект

Госдума приняла поправку о повышении штрафов за нарушения на митингах

Наиболее серьезными препятствиями на пути потенциального кандидата наблюдатели считают первые два пункта. Запрет на участие самовыдвиженцев создает ситуацию, при которой действующей власти для сохранения стабильности в регионе достаточно контролировать системную оппозицию, что ей чаще всего удается.

Еще большим препятствием представляется необходимость собирать подписи муниципальных депутатов, потому что на тех, во-первых, тоже можно "надавить" сверху, а во-вторых, они могут начать предвыборную торговлю по собственной инициативе.

Во-вторых, в промежутке с декабря по май Кремль поменял губернаторов во всех регионах, которые представляются действующей власти наиболее значимыми, где вскоре должны были бы пройти выборы и где действующие главы регионов имели мало шансов на переизбрание.

Другой мотивировкой смены двадцати губернаторов за пять месяцев были низкие результаты "Единой России" на парламентских выборах и Владимира Путина на президентских. Способность обеспечить хорошие показатели на выборах - это тот критерий, который занимает Кремль больше всего.

Таким образом, закон о губернаторских выборах действительно принят, как и обещал в декабре 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев. Но закон этот, как говорят политологи, неполноценный (как говорит оппозиция - жульнический).

Такое сочетание, по мнению наблюдателей, наилучшим образом отражает сущность действующей власти. С одной стороны, демократические процедуры и вообще необходимый политес не отменяются напрямую. С другой стороны, они так забюрократизированы и усложнены, что называть это реформой невозможно. По аналогичной схеме принят и другой закон, обещанный Медведевым после зимних митингов оппозиции – о регистрации политических партий.

Ближайшие выборы пройдут в октябре этого года. Предполагается, что выбирать губернаторов будут в четырех регионах. Действующая власть рассчитывает на сохранение статус-кво – что, собственно, в данный исторический период является вообще ее главной задачей. В зависимости от региона будет использован механизм выдвижения прежнего губернатора, если он популярен – или нового, если нет.

В свою очередь оппозиция намерена сделать ставку на консолидацию сил,

www.dp.ru

Россияне потеряли интерес к выборам губернаторов. Почему это опасно. В стране — самая масштабная за три года избирательная кампания, а кажется, что ее нет — URA.RU

ВЫБОРЫ 2018. День голосования. Избирательный участок. Пермь, уборщица, выборы 2018, избирательный участок

9 сентября в России будут выбирать одновременно 22 губернатораФото: Анастасия Яковлева © URA.RU

9 сентября в России пройдут одни из самых масштабных губернаторских выборов в истории. Глав регионов будут выбирать в 22 субъектах федерации (масштабней кампания была только в 2014 году, тогда выбирали одновременно 30 губернаторов). Почему несмотря на размах кампания проходит скучно и оппозиция отказывается от участия в губернаторских выборах, «URA.RU» рассказал вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

— До выборов остается меньше месяца. Многие жалуются, что из 22 губернаторских кампаний нет ни одной яркой и интересной. Как думаете, с чем это связано?

— Эти выборы действительно можно назвать скучными. Уровень конкуренции на них невысок. Есть ощущение, что власти не стремятся к проведению ярких и громких кампаний. Я думаю, они опасаются, что мобилизация избирателей может спровоцировать рост протестных настроений, которые повлияют на выборы. Поэтому с точки зрения минимизации рисков скучные выборы соответствуют ситуации. Их цель — максимально обезопасить врио, и этот тренд прослеживается практически во всех регионах.

— Если властям невыгодно проводить яркие кампании, то почему этого не делает оппозиция? Ведь это, казалось бы, в ее интересах?

Заседание екатеринбургской городской думы и информационный час с Павлом Крашенинниковым, крашенинников павел, заседание гордумы екатеринбурга, гордума екатеринбурга

В Екатеринбурге 9 сентября пройдут выборы в Гордуму

Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

— Активное участие оппозиции в губернаторских выборах — это вымирающий жанр. Надежды на то, что на выборах можно добиться успеха, давно умерли. С рациональной точки зрения активное участие становится бессмысленным. Это трата ресурсов впустую, ведь нет возможности не то что добиться победы, но даже использовать шанс, чтобы раскрутить перспективную фигуру. Поэтому оппозиционные партии не демонстрировали активность, чтобы добиться участия в регистрации и пройти муниципальный фильтр (для регистрации кандидатам нужно набрать определенное количество подписей муниципальных депутатов — прим. ред.).

— В прошлом году много говорили о том, что муниципальный фильтр отсеял ряд сильных кандидатов. Например, мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана или главу КПРФ Бурятии Вячеслава Мархаева. Однако в этом году были регионы, где у оппозиции был шанс пройти фильтр и даже победить. В этом году политологи заявляли о ряде политиков, для которых фильтр не станет проблемой. Среди них — мэр Новосибирска Анатолий Локоть и депутат Госдумы от ЛДПР Иван Абрамов из Амурской области. Но они сняли свои кандидатуры. Почему ЛДПР и КПРФ добровольно отказались от реального шанса на победу?

Митинг против пенсионной реформы. Курган, зырянов виктор, кпрф, указывает пальцем

По сравнению с другими парламентскими партиями КПРФ претендует на наименьшее количество губернаторских постов. На этих выборах она выставила 17 кандидатов, а могла 22

Фото: Игорь Меркулов © URA.RU

— С потенциально опасными конкурентами еще до выборов заключались политические сделки. За неучастие предлагался широкий спектр возможностей. Так, Локоть получил благословение на участие в будущих выборах мэра, а Абрамову пообещали кресло в Совете Федерации. При этом ЛДПР получило поддержку своего кандидата на выборах в Госдуму по одномандатному округу. Остальных отсек муниципальный фильтр. В Москве его не смогли пройти кандидаты от либеральной оппозиции. Во Владимирской области — не прошел кандидат от КПРФ, журналист Максим Шевченко.

— Хотелось бы уточнить про политические размены. Неужели кресло сенатора более значимо, чем перспектива стать губернатором? И что значит для Локотя благословение «Единой России» в выдвижении на второй срок на пост мэра? Разве он не мог баллотироваться без него?

— Потолок притязаний у оппозиции невысок. Поэтому, если ей на местах удается решать свои личные политические задачи, то этого оказывается достаточно. Она легко обменивает такие возможности на преференции для работы местных партийных организаций или самих политических лидеров. К тому же активное участие в губернаторских выборах создает свои риски. Например, риск полного разгрома после поражения на выборах.

Оппозиция не в том состоянии, чтобы рисковать, поэтому предпочитает идти на мелкие сделки с властями.

— Выходит, наша новая реальность — это губернаторские выборы без конкуренции. Насколько высока будет явка в этих условиях?

— К сожалению, интерес со стороны общества вряд ли будет расти. Кроме того, сам институт губернаторов обществу не особо интересен.

— Как давно обществу перестал быть интересен институт губернаторства и почему?

Митинг памяти у Чёрного тюльпана по погибшим в Беслане в сентябре 2004 года. Екатеринбург, возложение цветов, свеча памяти, траурная церемония

Прямые выборы губернаторов были отменены после теракта в Беслане

Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

— Безразличное отношение к губернаторам стало формироваться после отмены прямых выборов (в 2004 году), когда стали назначать варягов и людей без электорального опыта. Возвращение выборов в 2012 году в разных регионах сказалось по-разному. Где-то активность в связи с возвращением выборов выросла, где-то так ничего и не изменилось. Но если говорить о выборах этого и прошлого годов, то мы опять видим повсеместное падение интереса. Сейчас он почти не отличается от периода прямых назначений.

— Насколько явка важна для самих властей? Если посмотреть на то, какой она была в регионах, где сейчас предстоит голосование, то увидим весьма скромные цифры. Так, в Новосибирский области выборы в 2014 году прошли с явкой в 29%, в Красноярском крае — в 31%. Мэр Москвы Собянин избирался в 2013 году при явке в 32%. Однако это не мешало им управлять своими регионами.

— Вы привели все-таки крайние примеры. Но, если говорить в целом, то явка действительно не очень важна. Важен факт победы и факт поддержки со стороны президента. Эти две составляющие дают карт-бланш на то, чтобы выстроить политическую систему по своему усмотрению и управлять регионом, как губернатор посчитает нужным. Была явка на выборах 55% или 85% — не столь важно.

— Что должно произойти, чтобы конкуренция вернулась на губернаторские выборы?

— Оппозиция должна почувствовать, что ветер снова дует в ее паруса, что у нее растут рейтинги, расширяется база возможностей для привлечения голосов.

Я думаю, что в условиях роста протестных настроений (из-за проведения пенсионной реформы и роста налогов) оппозиция попытается активизироваться на губернаторских выборах следующего года.

Со стороны властей заинтересованность в конкуренции появится в случае обострения внутриэлитных конфликтов. В этом случае войны элитных групп на федеральном уровне будут проецироваться и на губернаторские выборы. Однако сейчас такой ход событий прогнозировать трудно. Пока что мы видим, что Кремль предпринимает все усилия, чтобы блокировать подобные сценарии.

ura.news

История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 года в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести - депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов.

В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

История введения института выборов глав субъектов

Впервые прямые выборы глав субъектов - Москвы, Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) и Татарстана - состоялись 12 июня 1991 года. Они прошли одновременно с первыми президентскими выборами в России.

22 августа 1991 года после провала попытки государственного переворота, организованной ГКЧП с целью не допустить подписания Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". Согласно документу, в областях, краях, автономных областях и округах вместо советов народных депутатов был учрежден новый институт - региональные администрации. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Эта норма не распространялась на республики, где высшее должностное лицо избиралось в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов.

24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О выборах главы администрации" и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 года были проведены первые в истории РФ прямые выборы глав регионов: в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент РФ подписал указ, согласно которому во всех субъектах Федерации их руководителей должны были избирать граждане в рамках прямого, равного и тайного голосования. Предполагалось, что данная норма будет применяться начиная с 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года.

Однако после выхода указа к президенту поступили обращения из ряда российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. 1 июля 1997 года последним российским губернатором, утвержденным главой государства, стал руководитель Кемеровской области Аман Тулеев.

6 октября 1999 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы  субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

Отмена прямых выборов

В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в Беслане. Глава государства заявил о необходимости "совместного участия Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России". С этой целью институт прямых выборов предлагалось отменить и ввести процедуру утверждения губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.

  • Единый день голосования. Досье

11 декабря 2004 года Путин подписал поправки в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, которыми ввел новый порядок избрания губернаторов: руководителя региона по представлению президента РФ утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности "в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом".

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Последние прямые выборы губернатора прошли в январе-феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.

Возврат прямых выборов

22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил "перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов". 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

Избрание глав субъектов местным парламентом

Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах главы регионов избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Главы республик и регионов избираются местным законодательным органом из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ. В свою очередь предложения по кандидатам главе государства направляют партии, представленные в региональном парламенте и Госдуме (не более трех от каждой партии).

В автономных округах, согласно федеральному законодательству, руководители избираются по согласованию с губернаторами области, в состав которой входят эти округа (для избрания глав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов необходимо согласование с руководством Тюменской области, для Ненецкого - с Архангельской). Каждая представленная в парламенте округа партия вправе предложить губернатору соответствующей области (Тюменской или Архангельской) не более трех кандидатур на пост руководителя региона. Губернатор отбирает не менее пяти кандидатов из предложенных и вносит их на рассмотрение президента. Глава государства в свою очередь представляет в законодательный орган автономного округа трех претендентов для избрания.

Выборы руководителей регионов депутатами местных законодательных органов также проводятся в сентябре, в единый день голосования. Если же выборы главы и местного парламента проходят в один год, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня его формирования. 

tass.ru