Музы. Муза в литературе это


Музы - это... Что такое Музы?

Музы

(Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа — муза эпоса, Клио — истории, Эрато — любовной поэзии и мимики, Эвтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Фалия — комедии и Урания — астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также считалась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Как богини пения, музы находятся в тесной связи с Аполлоном, который и назывался предводителем муз, или Музагетом. Римские Камены (Camenae) — то же, что греческие музы, которые первоначально были нимфами источников.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МУЗЫ

мусы (Μοΰσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М.- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5). О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены. - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3). Олимпийские М. классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103). Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато - М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена - М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - М. танца с лирой и плектром Талия - М. комедии с комической маской, Урания - М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).   Лит.; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37- 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуаnсе Р., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.. 1937; Curtiue Е. R., Die Musen, в его кн.: Europäischen Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [I954], s. 235-52; Otto W. В.. Die Musen und der göttliche Ursprung des Sin-gens und Sagens, [Düsseldorf - Köln, 1955]. А. Ф. Лосев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Музы

— дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини — покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — пантомимы и гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел "музей").

// А.С. ПУШКИН: Муза // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

МУЗЫ

в греческой мифологии дочери Зевса и богини памяти Мнемосины, богини искусств и наук.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Симон Вуэ. Аполлон и музы. Вторая четверть 17 в.

Аполлон и муза. Роспись килика из Вари. Деталь. Вторая четверть 5 в. до н.э.

.

dic.academic.ru

Музы - это... Что такое Музы?

Му́зы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι «мыслящие») — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук.

От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).

Девять муз

Эпитеты муз

Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[4].

  • Аониды[5].
  • Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса[6].
  • Пермесские сестры[7]. См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
  • Пиериды[8].
  • Пимплеиды[9].

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

  • англ.) («Песнь»). Одна из старших муз[16].
  • англ.) («Опытность»). Старшая муза[17].
  • англ.) («Память») Старшая муза[15]. Упомянута у Орфея[18].

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21]. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22].

Списки муз по другим вариантам

Муза на оригинальной марке России, 1993

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

Другие имена муз

  • Гимно. По надписям на вазах[25].
  • Каллихора. По надписям на вазах[25].
  • Полиматия. Так сикионцы называют одну из трех муз[26].
  • Стесихора. По надписям на вазах[25].
  • Хоро (или Хороника). По надписям на вазах[25].

См. также

Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

Музы в изобразительном искусстве

В астрономии

В честь муз назван астероид (600) Муза (англ.)русск., открытый в 1906 году.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. ↑ Еврипид. Медея 832
  4. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  5. ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
  6. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  7. ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  9. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 1 2 3 Арнобий. Против язычников III 37
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. ↑ Орфика, фр.203 Керн
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. ↑ Цицерон. О природе богов III 54
  22. ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. ↑ MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE
  25. ↑ 1 2 3 4 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

Ссылки

Хтоническиебожества Земля
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существаПортал

dic.academic.ru

Муза – это... Отвечаем на вопрос

Даже человеку, который не занимается творчеством профессионально, известно чувство, когда посещает муза. Это состояние, близкое к опьянению, вызывает целый поток мыслей и эмоций, желание создать что-нибудь воистину великое. Писатель начинает судорожно печатать одну за другой страницы своего романа, художник – экспериментировать с формами, воплощать в жизнь доселе невиданные техники и приемы изобразительного искусства. Но все же, муза - это что? Где появились легенды о музах?

муза это

Большинство знает, что муза – это продукт фантазии древних греков. Так назывались девять дочерей Зевса и Мнемозины, богини памяти. То есть покровительницы вдохновения принадлежали к третьему поколению олимпийцев. Интересно, что изначально в компетенцию муз - наравне с искусством - в современном понимании этого слова входили наука и ремесло. То есть умение составлять эпиграммы ценилось примерно так же, как и гадание по звездам. С другой стороны, в древней Греции не существовало музы живописи или архитектуры, что кажется современникам немного странным.

Великаны Алоады были первыми, кто почтил этих существ. Сначала их насчитывалось всего трое (имена их переводились как «опытность», «память» и «песня»), но затем количество увеличилось. По более поздним преданиям муза – это та, кто живет на Геликоне, воспевает богов и знает все о прошлом, настоящем и будущем. Она с удовольствием покровительствует поэтам, музыкантам и остальным творческим людям, которым, правда, жестоко отомстит, если те, в свою очередь, будут пытаться соперничать с нею, дочерью Мнемозины и Зевса. В более поздние времена музы из конкретных мифологических существ переросли в абстрактные символы науки или ремесла.

муза музыки

Каллиопа

Каллиопа считалась главной среди всех дочерей Зевса и Мнемозины, и даже покровитель Аполлон не смел ее перебивать, когда та пламенно рассуждала о чистоте и благородстве воинов. Каллиопа приходилась матерью Орфею, именно от нее он получил в наследство умение хорошо чувствовать музыку, а также особое понимание поэтического слова, которое должно побуждать героя к благородным поступкам, вселять веру в его душу. Так что ее атрибуты в виде грифеля и свитка – отнюдь не рядовой символ. Воины, которым предстояло тяжелое сражение, не случайно могли поклясться, что слышат, как Каллиопа сочиняет свое новое произведение.

Вдохновенная героическая муза - это олицетворение гражданского патриотизма. Древние греки даже заказывали ее миниатюрные изображения, когда собирались в дальний, преисполненный опасностями и трудностями поход. Одной из таких миниатюр, по преданиям, Паллада одарила Одиссея, дабы тот всегда стремился вернуться к родным пенатам.

муза это что

Клио

«Внушает любовь к минувшему» – так была охарактеризована Клио, вторая муза. Это туманное описание имеет в виду науки, ценившиеся греками едва ли не превыше всего. Речь идет об истории. Древние верили, что муза сохраняла для потомков даже самое малозначительное событие, дабы не утратить ни один элемент пазла под названием «прошлое». Она была довольно строга и осудила Афродиту, когда та воспылала страстью к смертному. В отместку богиня приказала маленькому Эроту поразить Клио стрелой, и муза полюбила человека, который не отвечал ей взаимностью. Узнав, какова мука любви, муза больше не решалась осуждать чувства.

Особенно дружна, как сообщают легенды, Клио была с Каллиопой. И в этом нет ничего удивительного: история ходит рука об руку с мужеством и патриотизмом. Они были даже похожи друг на друга, изображения этих муз часто заказывали у одних и тех же мастеров.

муза слова

Мельпомена

На очереди покровительница трагедии. Как гласят мифы, она была матерью сирен – тех, которые чуть было не погубили аргонавтов. С детства дочери Мельпомены были наделены прекрасным голосом. Но они решили соперничать с музами, за что были наказаны Зевсом (или Посейдоном, по другой версии) и превращены в птиц. Отныне Мельпомена будет грустить вечно о судьбе своих детей. В руках у музы трагедии находятся театральная маска и меч, символизирующий кару за тщеславие.

Талия

Талия, следующая муза, – это покровительница комедии. Она ближе всех Мельпомене, хотя никогда не понимала ее безграничную веру в рок. Цицерон утверждал, что на этой почве музы часто ссорились. В руках у Талии находилась комедийная маска, и данный символ мог истолковываться как воплощение веселости, жизнелюбия или того, что жизнь человека лишь игра богов. Существует легенда, что в Талию влюбился сам Зевс, но «счастливица» знала характер Геры, поэтому предпочла скрываться от любви громовержца.

муза это вдохновение

Евтерпа

Следующая муза - это вдохновение истинных поэтов. Евтерпа покровительствовала лирической поэзии и считалась самой утонченной, женственной среди своих сестер. Это муза слова, дара стихосложения. Ее стихи олимпийцы могли слушать часами под аккомпанементом арфы.

Эрато

Эрато отличалась веселостью и задорностью, ибо верила, что сердца истинных влюбленных не в силах разлучить даже царство Аида. Эта муза музыки, свадебной и любовной лирики на изображениях неизменно украшается розами – символами страсти. Однажды на одной из свадеб муза музыки заскучала. Она что-то сказала музыканту – и вмиг раздалась волшебная мелодия, заставившая присутствующих желать всегда быть вместе.

Терпсихора

Перед нами Терпсихора, муза танца, который раньше имел несколько иное значение, чем сейчас. Танец греки воспринимали как то, что должно выражать гармонию, абсолютное единение с культурой или природой. Изображали эту музы с лирой в руках.

Полигимния

Полигимния покровительствовала ораторам. Считалось, что стоит только произнести ее имя на ночь, и богиня спустится к просящему и поможет ему обрести дар голоса, способного достучаться до сердец слушателей.

Урания

Мудрейшая (за исключением Афины) из дочерей громовержца, Урания являлась покровительницей даже далеких от астрономии наук. Изображалась с глобусом и циркулем.

fb.ru

Реферат Музы

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Девять муз
  • 2 Эпитеты муз
  • 3 Старшие музы
    • 3.1 Музы Алоадов
    • 3.2 Дельфийская версия
    • 3.3 Дочери Аполлона
  • 4 Списки муз по другим вариантам
    • 4.1 Согласно Цецу
    • 4.2 Согласно Эпихарму
    • 4.3 Девять Пиерид
    • 4.4 Другие имена муз
  • 5 Музы в литературе
  • 6 Музы в изобразительном искусстве
  • Примечания

Введение

Саркофаг муз (II в. н.э. Лувр, Париж). Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Терпсихора, Евтерпа (с духовым музыкальным инструментом, Полигимния, Клио, Эрато (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)

Му́зы (греч. Μοῦσα — мыслящие) — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).

1. Девять муз

2. Эпитеты муз

Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[4].

  • Аониды[5].
  • Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса[6].
  • Пермесские сестры[7]. См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
  • Пиериды[8].
  • Пимплеиды[9].

3. Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

3.1. Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

  • Аэда (англ.) («Песнь»). Одна из старших муз[16].
  • Мелета (англ.) («Опытность»). Старшая муза[17].
  • Мнема (англ.) («Память») Старшая муза[15]. Упомянута у Орфея[18].

3.2. Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • Гипата (англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • Меса (англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • Нета, или Нэта (англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

3.3. Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21]. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22].

4. Списки муз по другим вариантам

Муза на оригинальной марке России, 1993

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

4.1. Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

4.2. Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

4.3. Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

4.4. Другие имена муз

  • Гимно. По надписям на вазах[25].
  • Каллихора. По надписям на вазах[25].
  • Полиматия. Так сикионцы называют одну из трех муз[26].
  • Стесихора. По надписям на вазах[25].
  • Хоро (или Хороника). По надписям на вазах[25].

5. Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

6. Музы в изобразительном искусстве

Парнас — место обиталища муз. (Станца Рафаэля)

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. Еврипид. Медея 832
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  5. Овидий. Метаморфозы V 333
  6. Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  7. Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  9. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 123 Арнобий. Против язычников III 37
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 12 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. Орфика, фр.203 Керн
  19. Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. Цицерон. О природе богов III 54
  22. Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts ; mythology ; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE - www.theoi.com/Ouranios/Mousai.html
  25. ↑ 1234 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 19:46:02Похожие рефераты: Музы (альбом).

Категории: Боги по алфавиту, Древнегреческие богини, Музы.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Музы — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Музы ( др.-греч. μοῦσαι — «мыслящие») — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60).

Девять муз

Эпитеты муз

  • Аониды[4]. Топоним, указывающий на беотийское происхождение трёх (или четырёх) муз искусства.
  • Пиериды[5]. По одной версии, топоним, от местечка Пиерия вблизи Олимпа, где музам впервые начали поклоняться фракийцы. По другой версии, эпитет происходит от имени легендарного царя Пиера, фракийца, поселившегося в Беотии и установившего культ муз в Феспиях (город не сохранился).
  • Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[6].
  • Пермесские сестры[7]. См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
  • Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса[8].
  • Пимплеиды[9].

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • Гипата (англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • Меса (англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • Нета, или Нэта (англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21]. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22].

Списки муз по другим вариантам

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение синонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

Другие имена муз

Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

В астрономии

В честь муз назван астероид (600) Муза, открытый в 1906 году.

Напишите отзыв о статье "Музы"

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. ↑ Еврипид. Медея 832
  4. ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
  5. ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  6. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  7. ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  9. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 1 2 3 Арнобий. Против язычников III 37
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. ↑ Орфика, фр.203 Керн
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. ↑ Цицерон. О природе богов III 54
  22. ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. ↑ [www.theoi.com/Ouranios/Mousai.html MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE]
  25. ↑ 1 2 3 4 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Музы

Он энергически махнул рукой. Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга. – Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя. Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения. – Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей. – Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы… Он не сказал, что вы , но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем. «Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали. – Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям. Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера. – А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право . – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами. Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства. – Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё… – Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!] – Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю! Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея. – Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду. – Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить? – Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера. «Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину. Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик. Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя. Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого. – Держу за Стивенса сто! – кричал один. – Смотри не поддерживать! – кричал другой. – Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин. – Ну, бросьте Мишку, тут пари. – Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый. – Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру. Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя. – Ничего не понимаю. В чем дело? – Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру. – Прежде всего пей. Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.

wiki-org.ru

Музы - это... Что такое Музы?

  • Музы — (Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа муза эпоса, Клио истории, Эрато любовной поэзии и мимики, Эвтерпа лирической… …   Энциклопедия мифологии

  • МУЗЫ — греч. musa. У древних греков, девять сестер, покровительствовавших наукам и искусствам: Клие (со свертком) муза история, Каллиопа муза героической поэзии, Мельпомена (с трагическою маской) муза трагедия, Талия (с пастушеским посохом и комическою… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Музы — Музы. Фрагмент росписи белофонного лекифа художника Ахилла : Муза с лирой на горе Геликон . Ок. 440 до н.э. Частное собрание. МУЗЫ (Мусы), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Музы — (мусы) в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестёр, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов,… …   Исторический словарь

  • МУЗЫ — в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов, Урания… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Музы — Камены Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Музы — (Mousai) мифические женские существа у древних греков. Гомер(в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все,что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев;она обо всем этом подает весть воспевающим… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Музы — У этого термина существуют и другие значения, см. Муза (значения). Саркофаг муз (II в. н. э …   Википедия

  • Музы — (греч. Musai)    в греческой мифологии богини покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число 9: Клио м. истории, Эвтерпа м.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • МУЗЫ — Согласно «Теогонии» Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в «Одиссее» они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • dic.academic.ru

    Приведите пример художественной литературы, где музыка оказывала особое влияние на людей.

    Крейцерова соната. Толстого!!!! Герой, кажется, убивает свою жену. Обломов. Когда Ольга Ильинская поёт, то Обломов плачет, через музыку и пение Ольги, Обломову слышится её душа. А ещё в Тургеневе, в "Асе" . Герой слышит прекрасную музыку, вальс, когда влюблён.

    Пожалуйста! Ну, вспомните хотя бы графа Фоско из Женщины в белом Уилки Коллинза ...Человек просто парил в облаках, мурлыча под нос итальянские оперы ...

    "Гранатовый браслет" Куприна

    Самое известное и разнообразно воспетое многими авторами - Легенда о крысолове из Гаммельна. Этот сюжет обыгрывали и Гёте, и Гейне, и Цветаева, и Бродский и даже Шаов. Подробная информация здесь: <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Гамельнский_крысолов" target="_blank">http://ru.wikipedia.org/wiki/Гамельнский_крысолов</a> А еще - "Слепой музыкант" Короленко, "Жан-Кристоф" Роллана, "Янко-музыкант" Сенкевича, "Далекая и близкая сказка" Астафьева (первая глава из "Последнего поклона").

    Музыка в художественной литературе - это сложная тема, её редко в школе дают. Интересно бы почитать ваше сочинение, о влиянии-то.. . Воздействие музыки (чувственное). Во-первых, Гомер "Одиссея" - пенье сирен, помните? очень эффектный момент (Гомер. Одиссея XII 39; 165-196). Жорж Санд"Консуэло",Э. Т. А. Гофман"Советник Креспель"(и вообще у Гофмана очень много ещё есть, но вам мне по программе). Романтизм музыку просто обожествлял. В России Пушкин вывел музыку из философских наук, превратив в "чувство"(одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия) см. "Моцарт и Сальери". У Вальтера Скотта очень много старинных баллад, воздействующих романтически настроенного на слушателя. Его же "Ламмермурская невеста" дала страшно много музыкального эха в виде опер, оперетт и т. д. Опера Доницетти "Лючия ди Ламмермур", сыгранная в России во время гастролей знаменитой труппы Итальянской оперы в Петербурге d 30-е 40-e годы девятнадцатого века настолько смутила умы русской интеллигенции, в том числе писателей, журналистов, поэтов и т. д., что породила массу музыкальных эпизодов в классической русской литературе. Ария Эдгара (драматическая вещь) упоминается большинством русских классиков (в т. ч. Гончаров, Достоевский, Тургенев и мн. др.) . Вообще эти самые "сезоны" итальянской труппы и их влияние на русскую культуру 19 века- отдельная тема. Книга Я. Гозенпуд "Музыка в творчестве Достоевского",там масса информации и примеров с цитатами. Куприн - хороший пример. Есть примеры музыки у Александра Грина (в цифровом виде есть курсовая на эту тему, поищите). Астафьев - прекрасный пример для школьного сочинения <a rel="nofollow" href="http://www.saharina.ru/metod/ege/essays/?name=essay03" target="_blank">http://www.saharina.ru/metod/ege/essays/?name=essay03</a>. Ну, а если хотите за пределы школьного возьмите "Альтист Данилов" Орлова. Там музыки и воздействия - немеряно!)) )

    Томас Манн, "Доктор Фаустус"

    Конкордия Антарова. Две жизни.

    touch.otvet.mail.ru