Ломоносов Михаил Васильевич. Михаил васильевич ломоносов чем прославился


Кто такой Ломоносов Михаил Васильевич: биография и творчество

Лишь неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких направлений науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов - один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице из низов к самым вершинам.

Детские годы

Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда, Архангелогородской губернии. Ныне населенный пункт носит имя великого ученого – село Ломоносово.

Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет.

Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Обучил его этому хитрому делу дьяк местной церкви. Тогда-то мальчик и написал на бумаге свое полное имя - Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки.

Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились. И уже через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихо покинул дом. Ему повезло – в нужную сторону отправлялся рыбный обоз, к которому и примкнул будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где пока еще никто не знал, кто такой Ломоносов. кто такой ломоносов

Тяжелый выбор

В царской России высшее образование можно было получить лишь в трех крупных городах. Конечно же, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.

Начало обучения

В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим естеством стремившийся к наукам. Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг.

За обучение даже платили очень небольшое жалование, на которое можно было приобрести разве что немного хлеба и кваса. Не раз Ломоносов горевал по поводу постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить учебу и вернуться в родную деревню, где отец хотел его женить на одной из местных красавиц.

Будущий ученый был явно более развитым, чем его одногодки. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком.

Петербург

В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на обучение в Санкт-Петербургскую академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли воочию наблюдать светила науки. Все основные дисциплины были представлены в этом учебном заведении.

Быт был более чем скромным. Но академия выдала одежду, а в комнатах была простая мебель.

Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Помимо филологии и написания стихов ученый занимался математикой, физикой, химией, минералогией.

Прилежный ученик быстро примелькался, и уже очень скоро ни у одного из учителей не возникало вопроса о том, кто такой Ломоносов.

Немецкий период жизни

В 1736 году группа студентов, в составе которой был Михаил Васильевич, была отправлена на обучение в Германию.

михаил ломоносов

Основной задачей было обучение горному делу с целью дальнейшего преподавания в институтах. Никто и не удивился тому, что в группе был Ломоносов.

Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и отчасти в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления. ломоносов биография

Семейная жизнь

В 1739 году, поссорившись с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, покидает обучение и пытается вернуться обратно в Россию. Ему это не удается. Он женится на дочери хозяйки дома, в котором он снимал жилье, – Елизавете Цильх. В этом же году у молодой пары рождается дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.

В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но не прожив и двух месяцев, ребенок скончался. В феврале 1749 года родилась дочь Елена.

Возвращение в Россию

В июне 1741 года Ломоносов вернулся в родную академию наук и совместно с профессором И. Амманом начал сбор минералов и окаменелостей. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Уже вскоре получает возможность самостоятельно преподавать и принимать участие в заседаниях академического собрания. Скоро мир увидели первые диссертации по физике и химии.

ломоносов михаил васильевич

В июне 1745 года Михаил Васильевич получил звание профессора химии Санкт-Петербургской академии. По личному прошению ученого начато обустройство химической лаборатории, которое было завершено через два года.

В 1748 г. открыт исторический департамент, в котором Ломоносов принимает самое активное участие.

В этом же году Михаил Васильевич стал журналистом. Деятельность началась с переводов зарубежных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Дальнейшая деятельность

После сближения с любимцем императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на высшем уровне.

Так, под его влиянием в 1755 году открыт Московский университет с обучением заграничного образца. ломоносов кратко

Уже в 1756 г. Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей представителей низшего сословия. Отчасти ему это удается.

В 1758 году он становится главой географического департамента. Производится колоссальная работа по созданию атласа России.

В 1763 Екатерина II произвела ученого в статские советники.

В этом же году получает титул члена академии художеств за работы с мозаикой.

Память

В 1765 году Михаил Васильевич тяжело заболевает. К сожалению, излечиться ему не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в г. Санкт-Петербурге.

Ломоносов – уникальный ученый, который смог проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Помимо этого, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окраски стекла в красный цвет. Его работы с мозаикой долгое время поражали умы современников. Работа была очень длительная, напряженная и кропотливая. Использовал разнообразные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением по замене не удовлетворяющей его гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут заинтересовать специалистов. В целом Михаил Васильевич Ломоносов был незаурядной личностью. ломоносов михаил васильевич биография

Память о нем будет еще долго передаваться из поколения в поколение.

fb.ru

Ломоносов Михаил Васильевич - биография

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития русской науки.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в семье черносошного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова (1681–1741), занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

Стремясь получить образование, М. В. Ломоносов в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников М. В. Ломоносов был послан в Санкт-Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 году командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга И. Генкеля. За границей М. В. Ломоносов пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении (в январе 1742 года) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

Деятельность М. В. Ломоносова в Академии наук была весьма разносторонней. В 1746 году он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 году по настоянию М. В. Ломоносова для него была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

Научную деятельность М. В. Ломоносова можно разделить на три периода: до создания лаборатории он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 года проводил преимущественно химические работы, а с 1753 года до конца жизни – в самых различных областях естественных и прикладных наук. Наряду с научными исследованиями М. В. Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. Движимый высоким патриотизмом, он предпринял детальное изучение ряда источников русской истории. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М. В. Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 году по его проекту и при содействии И. И. Шувалова был организован Московский университет, носящий ныне имя М. В. Ломоносова.

В течение многих лет М. В. Ломоносов разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, построенной им в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик, в развитие искусства которых М. В. Ломоносов внес существенный вклад. Он создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762–1764). Мозаичные работы М. В. Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 году своим членом.

На протяжении всей жизни М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. Однако в исторических условиях середины XVIII века многие его «государственные помыслы» не могли быть осуществлены. В последние годы жизни  М. В. Ломоносова его научные работы были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии наук (1760), а затем почетным членом Болонской Академии наук (1764).

Весной 1765 года М. В. Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

www.bankgorodov.ru

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

(1711-1765)

 

С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков и в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления.

М.В. Ломоносов родился 8-го ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной на одном из островов Северной Двины, напротив города Холмогор, в семье промышленника – помора. Могучая северная природа и неустанный человеческий труд были первыми его учителями. В нем рано пробудилась любознательность. Обучившись грамоте у односельчан, он раздобыл лучшие по тем временам книги – «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, книги, которые Ломоносов впоследствии назвал «вратами своей учености».

Страстная жажда знаний побудила юношу уйти из дому в морозную ночь, в декабре 1730 года. Предварительно запасшись паспортом, который он получил «неявным образом» в Холмогорах, добрался с рыбными обозами до Москвы и поступил в тогдашнее единственное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.

В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был вытребован в Петербургскую Академию наук, откуда вскоре отправился в Германию, где обучался в Марбурге В 1741 году он вернулся в Россию, где связал всю свою жизнь с Петербургской Академией наук. Наступает наиболее зрелая пора его разносторонней творческой деятельности, выдвинувшей крестьянского сына в число гениальных ученых мира.

В 1748г., после ожесточенных столкновений с академическим начальством, он добивается открытия первой в России научной химической лаборатории, которая как по своему оборудованию, так в особенности по характеру производившихся в ней работ не имела себе равных в тогдашней Европе. Основоположник русской химической науки, Ломоносов в 1748 г. формулирует материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, подтвержденный впоследствии Лавуазье. Он разрабатывает проблемы физической химии – вязкости, капилярности, кристаллизации, преломления света и т.д. В практику химического исследования впервые вводит микроскоп. Он с опасностью для жизни ведет наблюдение над атмосферным электричеством, которые обобщает в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753г.) Он первый указывает на электрическую природу северных сияний, оставив далеко позади наивные домысли своих современников. Он изобретает громоотвод.

Оригинальны геологические взгляды Ломоносова, изложенные в сочинении «О слоях земных». Главной причиной землетряснений он считает «подземный огонь», действующий независимо от климата. В условиях церковного мракобесия ученый-просветитель защищает учение Коперника о множественности миров и ведет астрономические наблюдения посредством сконструированного им телескопа.

Большой вклад Ломоносов внес в развитие русской исторической науки. Ломоносов глубоко изучает источники, подтверждающие древность славянского мира, гордится своим народом, который в трудных исторических условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул».

Его стараниями в 1755 г. был создан Москвоский университет, среди студентов и преподавателей которого было много единомышленников Ломоносова.

Ломоносов умер 4 апреля 1765 г. в расцвете сил. Вся его деятельность была направлена к тому, чтобы «выучились россияне», «чтобы показали свое достоинство».

Литературные и научные труды Ломоносова получают международное признание. В 1760г. он избран почетным членом Шведской Академии наук, в 1763г. – почетным членом Петербургской Академии художеств, в 1764 г. – Болонской (Италия).

«Историк, ретор, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец», по словам А.С. Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Замечательной заслугой Ломоносова в развитии отечественной эстетической мысли и национальной литературы явилось его глубоко осознанное представление о необходимости единства формы и содержания. Процесс ликвидации разрыва между содержанием и формой был связан прежде всего с теоретическим и практическим реформированием российского стихосложения и с разработкой и созданием национальных норм русского литературного языка. И здесь вклад Ломоносова огромен.

С силлабическими стихами Ломоносов познакомился по «Рифмотворной псалтыри» Симеона Полоцкого, «Грамматике» Смотрицкого и «Арифметике» Магницкого. В дальнейшем изучение силлабического стихотворства связано с пребываением в Славяно-греко-латинской академии, где на занятиях «пиитикой» студенты упражнялись в сложении русских и латинских стихов. Непосредственным толчком к более серьезным занятиям поэзией послужил трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Ломоносов прежде всего оценил и принял новый («тонический») принцип сложения русских стихов и его истоки – устное народное творчество. В 1737 – 1738 гг. Ломоносов изучал теоретические работы по немецкому стихосложению, что еще раз могло укрепить его мнение о том, что силлабическая версификация свойственна далеко не всем языкам. Попытка стихотворной реформы Тредиаковского, по сути еще не вышедшого за пределы силлабики, не могла удовлетворить Ломоносова. В 1739 г. он прислал в Академию наук свою оду «На взятие Хотина» вместе с «Письмом о правилах российского стиховторства», завершив тем самым теоретически и практически реформирование русского стихосложения. В «Письме» Ломоносов прежде всего заявляет, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить», и рекомендует использовать все, «чем российский язык изобилен и что в нем весрификации угодно и способно». Т.е. Ломоносов освобождает русское стихотворство от всех ограничений, которые имелись в трактате Тредиаковского. Ломоносов окончательно и полностью вводит в русское стихосложение силлабо-тонический принцип, отстаивает закономерность употребления не только двусложных, но и трехсложных стоп. Отвергает Ломоносов предпочтение Тредиаковского женским рифмам и его категорический запрет чередования (смешения) женских рифм с мужскими, вводя в права и дактилическую рифму. Отказывается Ломоносов признать хореическую стопу «наилучшей». Для него все стопы равноправны, хотя он и выделяет стихи из «анапестов и ямбов состоящие». В торжественных одах предлагает употреблять «чистые ямбические стихи», но он признавал и другие размеры. В своей поэтической практике Ломоносов в первую очередь разрабатывал четырехстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространенным размером в русской поэзии.

Подобно тому как к началу века начал расшатываться уклад старой жизни, началось и падение первончальной чистоты языка старого книжного типа с его архаической славянщиной. Стремление выразить свои впечатления от нахлынувших факторов новой жизни стнавилось весьма тяжелой задачей, а выразить все эти впечатления средствами только старого языка оказывалось задачей просто невозможной. Начались поиски новых языковых средств.

Ломоносов уже в ранних своих произведениях стремится к ясному изложению мыслей и определенной стилистической и синтаксической упорядоченности, что совсем не является характерным для общего состояния литературного языка того времени.

В литературных произведениях наблюдается причудливое смешение обветшалых славянизмов и заимствованных слов с просторечной лексикой, помимо того – неопределенность орфографии, тяжеловесный синтаксис, полное отсутствие правил русской грамматики. Нужна была реформа. К этому вопросу обращались Кантемир и Тредиаковский, но они не смогли добиться сколько-нибудь устойчивых норм в словоупотреблении. Они сделали попытку связать судьбу литературного письменного языка с живой разговорной речью. Эту линию продолжил и углубил Ломоносов.

Из филологических трудов Ломоносова первой по времени создания и публикации была «Риторика», дошедшая до нас в двух редакциях (рукописной – 1744г., и печатной – 1748г.). Ломоносов преследовал прежде всего практические цели – вооружить рядовых русских читателей основами стройного, логического, аргументированного и вместе с тем выразительного изложения. Здесь он слагает гимн науке, напоминает о труде крестьянина, высказывает свои сокровенные мысли о назначении и качествах властителя. Монарх должен заботиться о своих подданных и защищать их, а не разорять. О Петре Великом он говорит, что русские люди не должны никогда забывать его. Воспевает мир – одно из непременных условий процветания его родины. Подчеркивается ценность активного человека-труженика. Достаточно аквтивно было высказано требование Ломоносова высокой идейности литературы, ее гражданской направленности. «Риторика» несла читателю важнейшие элементы логики как учебной дисциплины, разъясняла формальные законы мышления, учила строить силлогизмы, рассуждать, доказывать, делать правильные умозаключения. Она была превосходным для своего времени и первым доступным для широких читательских кругов руководством по вопросам теории литературы, поэтической стилистики. Основная задача «Риторики» – утвердить системы художественной образности, способной воздействовать на эмоциональную сферу человеческого восприятия. Сухим рационалистическим требованиям превратить слово в однозначный термин Ломоносов противопоставляет слово во всей его многозначности с его переносно-метафорическим употреблением.

Вторая часть «Риторики» – «О украшении» – содержит достаточно полный перечень тропов и поэтических фигур. Ломоносов рекомендует пользоваться переносным значением слов, так как метафоризация украшает речь «великолепием» (т.е. повышает ее образность), при этом предупреждает «метафор не употреблять чрез меру часто». Ломоносов первым сделал попытку раскрыть выразительную роль звуков русского языка. Конечно, эта оценка звуков в целом носила субъективный характер, но здесь впервые был поставлен вопрос о звукописи, словесной инструментовке. Здесь же были намечены основные положения теории трех стилей.

Итоговым произведением Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке», опубликованный им в качестве предисловия к собранию сочинений 1757г. Здесь Ломоносовым были решены важнейшие взаимосвязанные литературно-языковые проблемы его времени: установление пропорции церковно-славянских и русских, народных элементов в русском литературном языке, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров.

Одно из основных положений Ломоносова состояло в требовании существенно ограничить и упорядочить включение церковно-славянских элементов в состав русского литературного языка. Он разделил все слова русского языка на «три рода речений». К первому относятся слова, «которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны» (бог, слава, рука, ныне, почитаю). Ко второму – относятся мало употребительные (особенно в устной речи) славянские слова, но «всем грамотным людям понятные – отверзаю, господень, насажденный, взываю. К третьему роду относятся исконно русские слова (говорю, ругай, который, пока, лишь). Отсюда исключаются «презренные слова» (т.е. низкие, просторечные). Соотношением церковнославянской и исконно русской лексики определяются Ломоносовым «три штиля»: высокий, посредственный и низкий, за каждым из которых закрепляются определенные поэтические и прозаические жанры.

Высокий стильдолжен состоять из «речений» первого и второго рода, этим стилем должны писаться «героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях».

Средний стильвключает в себя преимущественно «речения», больше в российском языке употребительные, но в нем могут быть в меру использованы славянизмы, а также «низкие слова». Средним стилем предлагал писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегиии, а в прозе – «описание дел достопамятных и учений благородных» (т.е. исторические и научные произведения).

Низкий стильсостоит из «речений третьего рода» совместно с речениями среднего рода, из него полностью исключаются «обще не употребительные» славянизмы, но могут использоваться «простонародные низкие слова». Низким стилем следует писать комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозедружеские письма,описания обыкновенных дел.

 

ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА

М.В.Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого и по своему идейному содержанию и по форме явились выражением национального самосознания. Он первым открыл те стороны поэзии, которые впоследствии получили дальнейшее развитие в творчестве передовых писателей: гражданственность и оптимизм, интерес к историческому прошлому страны, вера в ее светлое будущее. Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Поэтическая задача Ломоносова была подсказана самим процессом исторического развития – прославить силу и внешнеполитическую мощь русского национального государства, прославить дела Петра Великого, начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры. Эти задачи определили героический жизнеутверждающий пафос поэзии Ломоносова, которая была определена В.Г.Белинским как «идеальная», «риторическая». Белинский писал, что в лице Ломоносова русская поэзия «обнаружила стремление к идеалу, поняла себя как оракула жизни высшей, выспренной, как глашатая всего высокого и великого».

Своеобразие тематики поэзии Ломоносова обуславливалось тем, что поэзия была для него частью его общепросветительской деятельности. Начав с легких интимно-лирических стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики, Ломоносов скоро приходит к гражданским стихам, к поэзии больших государственных тем. Особенно ярко гражданские мотивы поэзии Ломоносова прозвучали в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Это своеобразное произведение было написано в последние годы его творческой деятельности. Оно состоит из четырех пар стихотворений. Вначале Ломоносов дает перевод оды Анакреонта, затем свой стихотворный ответ, в котором он развивает свои гражданские взгляды. «Разговор» полемичен. В ответах Ломоносова звучит ясное понимание задач поэзии, которая осознавалась им прежде всего как выполнение гражданского долга. Легкая лирика, «анакреонтика» (по имени древнегреческого поэта Анакреонта, в транскрипции Ломоносова – Анакреон) воспевала частную жизнь, житейские радости, любовь и вино. Она была далека от насущных государственных важных дел.

Взгляды Ломоносова иногда совпадают с мыслями Анакреона, иногда расходятся, вследствие чего «разговор» переходит в полемику.

В первой группе стихотворений ставится вопрос о выборе предмета, достойного воспевания. Анакреон, по его собственным словам, пробовал петь о троянской войне, о подвигах Алкида, т.е. Геракла, но каждый раз возвращался к любовным песням.

Ломоносов четко разделяет личную жизнь поэта и его поэтическое творчество. В жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только героические подвиги:

 

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

 

Во второй паре стихотворений гедонистические взгляды Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и тем самым заранее готовить себя ко всем ее невзогадм. Ломоносову не нравятся суровые «правила» Сенеки, и он отдает в этом вопросе предпочтение Анакреону:

 

Возьмите прочь Сенеку,

Он правила сложил

Не в силу человеку,

И кто по оным жил?

 

В третьей оде Анакреона говорится о цели жизни. Девушки напоминали поэту о его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но его мало смущает это. Мысль о близости смерти только усиливает в нем жажду наслаждений:

 

Лишь в том могу божиться,

Что должен старичок

Тем больше веселиться,

Чем ближе видит рок.

 

Ломоносов в ответном стихотворении снова прибегает к сравнению. Но на этот раз он противопоставляет Анакреону не философа-стоика, а республиканца Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью доказать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов уточняет и углубляет свое отношение к Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта, он вместе с тем с явным осуждением пишет о его безумном эгоизме. Как суровый приговор звучат слова, обращенные к Анакреону: «Ты век в забавах жил и взял свое с собой». Более импонируют Ломоносову гражданские добродетели Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Однако самоубийство Катона не вызывает у Ломоносова сочувствия: «Его угрюмством в Рим не возвращен покой». Поэтому он не отдает предпочтения ни Анакреону, ни Катону:

 

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

 

Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть на картине точное подобие своей любимой, со всеми ее прелестями:

 

Дай из рос в лице ей крови

И как снег представь белу,

Проведи дугами брови

По высокому челу.

 

В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой, красивой.

Россия предстает исполненная духовных и физических сил, воплощением природных богатств:

 

Изобрази ей возраст зрелой,

И вид в довольствии веселой,

Отрады ясность по челу

И вознесенную главу.

 

Вот символический образ могущества России:

 

Возвысь сосцы, млеком обильны,

И чтоб созревша красота

Являла мышцы, руки сильны,

И полны живости уста

В беседе важность обещали...

 

Служение матери – Родине Ломоносов понимает не как отказ от радостей жизни, а как творчество, как созидание и приумножение материальных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Всем строем своего стихотворения Ломоносов утверждал гражданственность поэзии. В этом цикле нашло отражение поэтическое кредо Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Ломоносову одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство Катона. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.

Задачи, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды.

Он писал свои торжественные оды с 1739 по 1764 гг. и написал 20 од.

Ода – это обширное стиховторение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). В оде соединялись воедино лирика и публицистика, необходимые для выражения общегосударственных идей. Каждая из ломоносовских од была своеобразной поэтической декларацией, идейно насыщенной и политически направленной. Она вмещала несколько тем, в целом дававших поэтическое обобщение и обозрение задач, стоявших перед страной. Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки, верному служению Отчизне. Специфическая тематика од, их устойчивая строфика – десять стихов четырехстопного ямба, - своеобразный величественный и напряженный стиль – все это было оригинальным созданием Ломоносова.

Каков же стиль од Ломоносова? Какова художественная форма, которая полностью отвечала идейному содержанию его произведений?

В своей поэзии Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его времени, не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности. Создавая поэтические образы, Ломоносов исходит в своем творческом методе не из реальности жизненного факта, а из собственных рационалистических представлений о действительности. Поэту важно силой своего поэтического воображения вызвать у читателя «возбуждение страстей», вызвать определенные чувства: радость, патриотическое воодушевление, стремление к осуществлению мечты. Отсюда и выбор тех поэтических средств, тех поэтических фигур, которые могли бы передать торжественное, гражданское содержание од Ломоносова. Отсюда и та напряженная метафоричность, аллегорическая абстракция, гиперболизм, яркость красок, характерные для его поэзии. Оды Ломоносова были написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике».

В силу того, что оды Ломоносова по своей природе и жанру должны были восхвалять верховную власть и строились по единому композиционному плану, им свойственна была определенная монотонность и однообразие. Этому способствовали одинаковость метра ломоносовских од, повторяемость одних и тех же образных средств (эпитетов, метафор, сравнений и т.д.). особенность синтаксической структуры стиха. Вместе с тем стиль од Ломоносова торжественный, приподнятый, патетичный, полностью соответствовал высокому содержанию его поэзии. Поэтическая речь должна была передать тот восторг, «великолепие», «стремление», которые вызывают у Ломоносова начертанные им грандиозные картины будущих преобразований. В его одической речи много славянизмов, которые и должны передать «пышность», «парение». Красочность стиля создают и разнообразные эпитеты, искусно применяемые поэтом: «пламенные звуки», «багряное око», «жаркие часы», «хладные руки» и др. Например в оде 1742 года Ломоносов так живописует картину доблести русских воинов, сражающихся со шведами:

Там кони бурными ночами

Взвивают к небу прах густой,

Там смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй,

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает,

И гордый исторгая дух,

Там тысящи валятся вдруг...

 

Приверженность Ломоносова, поэта-мечтателя, к метафорическим образам, гиперболам, сложным ассоциациям, риторическим вопросам и восклицаниям, стремление к «украшению» поэтической речи вызывали критику и насмешки среди части литераторов-современников и, прежде всего, Сумарокова. Сумароков требовал от писателя-классициста рационалистической строгости, ясности языка. Ему было чуждо «великолепие» языка Ломоносова. Он бранит поэтов, которые «словами нас дарят, какими никогда нигде не говорят».

Основной период творчества Ломоносова совпал с царствованием Елизаветы Петровны, которой он посвятил много восторженных похвал, но похвалы эти были прежде всего гимном русской петровской государственности в лице ее главы – дочери Петра I.

Идея просвещенного абсолютизма была основой политического мышления Ломоносова. Считая, что это свойственно было первым русским просветителям, что монарх стоит выше заинтересованности в делах любой из социальных групп, что он свободен в своих действиях, Ломоносов видел в монархе того, кто способен разумом, обличенным властью, понять, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние. Вера эта покоилась на примере деятельности Петра I, наследницей которого он хотел видеть Елизавету. Но так как жизнь разбивала надежды Ломоносова, он писал в своих одах о той просвещенной власти и о тех преобразованиях в России, о которых мечтал. Будучи убежденным защитником «заветов» Петра, Ломоносов под этим влиянием создавал и образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств, насадительницей просвещения:

 

Молчите пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

 

И это об императрице, отличавшейся праздностью, скучавшей во время ученых бесед, которым она предпочитала развлечения, балы. С воцарением Елизаветы Петровны, писал Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо Елизавета – наследница дел Петра.

В глазах Ломоносова Петр – создатель новой России, ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель. Образ Петра, начиная с «Оды на взятие Хотина», появляется в каждой новой оде, неизменно обогащая ее содержание. Достоинство монархов измеряется тем, насколько их деятельность приближается к деятельности Петра:

 

Он жив, во все страны взирает,

Свою Россию обновляет,

Полки, законы, корабли

Сам строит, правит и предводит,

Герой в морях и на земли.

(Ода, 1757г.)

 

В оде 1752 г. Ломоносов говорит о том, что Петр «свет открыл России всей», в оде 1761 г. – видит в Петре «защитника», «отца», «героя». Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только две песни (задумано было 24). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова – «строитель, плаватель, в полях, морях герой». Монументальный образ Петра повлиял на изображение Петра I А.С.Пушкиным в «Стансах»(1826), «Полтаве»(1828), «Медном всаднике» (1833). Поэма Ломоносова целиком повернута к современности. Основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, - неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними, внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Изображая борьбу Петра с оплотом невежества – расколом, Ломоносов подразумевает и собственную борьбу с реакционным духовенством. Наиболее сложными врагами по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говрит и о военной мощи России, как залога процветания в стране наук и искусств. Поэма названа героической и написана по традиционному плану, характерному для поэм классицизма: обращение к музам, мифологические образы, торжественный александрийский стих. В поэме сильная лирическая струя, вызванная личным восторженным чувством к Петру. Величие Петра, величие просвещенного монарха, олицетворялось для Ломоносова с величием России.

Прославляя военную мощь России, необходимую для упрочения ее государственной независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили «праведный меч», что они хотят «войнами укратить войну». Теме «тишины», при которой только и возможно достичь расцвета в науке, культуре, посвящена замечательная ода Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747г.»:

 

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина.

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

 

Понимая, что существующая власть далека от идеала просвещенного монарха, Ломоносов наполняет свои оды своеобразными «уроками» и «наказами» царям, которые были характерны для писателей-классицистов, веривших в силу слова, способного воздействовать на разум правителей (Ода 1757, Ода 1769).

Ломоносов пишет о России, Петре, русском народе и русской природе, о торжестве человеческого разума. Величие России в ее безмерных пространствах и в людях русских, о которых он пишет с наибольшей искренностью и воодушевлением (Ода 1747г.) Картину будущих грандиозных научных открытий начертал Ломоносов в Оде 1750г., которая начинается словами: «Какую радость ощущаю...», передающими восторженное ощущуение поэта, предвидящего славное будущее Родины. Он обращается к молодым ученым с призывом исследовать то, что еще никем не исследовано и не открыто. В этой оде воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России.

Поэзия и наука органически сливаются в замечательном стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе Стекла», написанном в 1752 г., адресованное Шувалову. Нарисовав картину рождения стекла, разъяснив пользу стекла в быту и научном употреблении, он логически переходит к другим темам: о человеческом разуме, дерзающем познать природу и подчинить ее себе, о борьбе разума и невежества на протяжении всей истории человечества, о религии, которая является «освещением невежества», о науке, объединяющей людей, о золоте, которое принесло людям несчастье.

В этом поэтическом произведении сочетались научные интересы исследователя природы с опытом деятельного практика, пропаганда научного мировоззрения сопровождалась острой полемикой против церковников, публицистика выступает рядом с лирикой, и, что главное, все эти разнородные элементы были объединены в стройную, живую поэму, сквозь строки которой проглядывала целостная личность Ломоносова, как отмечает А.Западов, – человека горячего сердца, умелых рук, ученого и художника.

Особое место в творчестве Ломоносова занимают «Оды духовные» (переложение паслмов). Наибольшей художественностью отличаются переложение псалма 103-го, «Ода, выбранная из Иова» и два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Впервые поэтические произведения стали выражением философских взглядов Ломоносова, который «смотрит» на вселенную не с точки зрения того или другого мифа, а с точки зрения современного ему естествознания. Основной мотив этих произведений – прославление мироздания. В «Размышлениях» выражается его вера в науку, способную познать «множество миров», он выражает восторг грандиозностью мироздания. Человек, стоящий перед лицом величественной природы еще не постиг всех ее тайн, всех законов, но поэт не сомневается, что человек должен познать природу, раскрыть «закон натуры».

В «Одах духовных» больше искреннего чувства, меньше поэтических условностей, проще язык и легче стих, нежели в торжественных одах. Ломоносов вел неустанную борьбу с официальной церковью, реакционным духовенством, с иностранной профессурой, которые не только не заботились о развитии просвещения в стране, но всячески препятствовали этому.

Борьба с «неприятелями наук» нашла отражение в остро-сатирических стихотворениях. Сатирические произведения Ломоносова были прежде всего средством борьбы с церковниками. «Гимн бороде» - пародийное стихотворение, едкое и злое, направлено против корыстолюбивых, невежественных попов. Носители бороды – дураки, врали, проказы, их церковное учение Ломоносов считает ложным:

О прикраса золотая,

О прикраса дорогая,

Мать дородства и умов,

Мать достатков и чинов,

Корень действий невозможных,

О завеса мнений ложных...

 

Написанный простым, разговорным языком, песенным размером с припевом, гимн этот воспринимался как сатирическая песня. В 1757 г. церковники направили против Ломоносова ряд писем с приложением стихотворной пародии «Гимн голове», в которой Ломоносов подвергался ругательствам.

В сатирическом послании «К Пахомию» (1756г.) Ломоносов резко выступает против невежественного придворного церковника Гедеона Криновского, который нападал на Ломоносова, как на автора «Риторики».

Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Отстаивая систему Коперника в научных трудах, Ломоносов прибегает и к поэтическим средствам, написав басню-эпиграмму «Случились вместе два астронома в пиру». Спор двух астрономов разрешает повар, призывающий к здравому смыслу: нет такого простака, который вертел бы очаг вокруг жаркого.

Поэзия Ломоносова была связана со всем его передовым мировоззрением. Выступая как поэт, он продолжал мыслить как великий ученый-материалист.

Ломоносов был преобразователем русской поэзии. «Петром Великим русской литературы» назвал его В.Г.Белинский, полагавший, что именно с ломоносовской «Оды на взятите Хотина» начинается русская литература.

 

Лекция 7

Похожие статьи:

poznayka.org