Амфибрахий, анапест, хорей, ямб, дактиль: примеры стихов. Как определить хорей ямб


Как определить ямб и хорей

Ямб и хорей — это стихотворные размеры. Двусложные, так как состоят из 2-х слогов, на один из которых падает ударение. В ямбе ударение падает на 2-й слог, в хорее — на 1-й. Ударный и безударный слог образуют стопу.

Вам понадобится

  • — бумага,
  • — ручка либо карандаш;
  • — стихотворение для обзора.

Инструкция

1. Ямб и хорей — двусложные, самые примитивные, стихотворные размеры. Наименование хорея случилось от греческого слова «плясовой», происхождение слова «ямб» приписывают одноименному музыкальному инструменту. Оба размера активны, вследствие ритмичному чередованию ударного и безударного слогов. Ямб и хорей зачастую дозволено встретить в песенном стиле.

2. Хорей — стихотворная стихотворный размер с ударением на первом слоге. Возьмите для разбора какое-либо произведение. Скажем, каждым вестимые строки А. С. Пушкина: «Осень мглою небосвод кроет…».

3. Расставьте во каждому анализируемом тексте ударения. Схематично обозначьте ударные и неударные слоги. Ударные обозначьте !, неударные -. Посмотрите, что получилось: !- !- !- !-.

4. Подметьте обоснованность, на какой слог непрерывно падает ударение. В двусложной стопе должен быть только один ударный слог, именно очередность ударных слогов образует размер. Двусложным является размер, где из 2-х слогов один ударный. В хорее ударение неизменно падает на нечетный слог, в разбираемой строке — на 1, 3, 5, 7 слог.

5. Подметьте, что безупречно подобранные слова из 2-х слогов встречаются редко. Следственно дозволено встретиться с характерным для двусложных размеров явлением как пиррихий — облегченная стопа, где ни на один слог не падает ударение. Дабы определить размер стихотворения, где встретился пиррихий, необходимо расставить ударения в нескольких строчках и теснее делать итог о размере.

6. Скажем, слова песни Ю. Шевчука: «Что такое осень — это небосвод,// Ревущее небосвод под ногами». Ударения образуют такую схему: !- !- !- !- !- // !- — !- — !-. Во 2-й строке двукратно встречается пиррихий -во 2 и 4 стопе.

7. Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге. В строке ударения неизменно падают на четные слоги — 2, 4, 6, 8. Примером может послужить отрывок из «Евгения Онегина»: «Я вам пишу, чего же боле,//Что я могу ещё сказать?».

8. Расставьте в словах ударения и схематично изобразите ударные и неударные слоги: -! -! -! -! -. Ударение неизменно падает на четные слоги: 2, 4, 6, 8.

Обратите внимание! Дабы сделать итог о размере стихотворения, нужно проанализировать ударения в нескольких строчках.

Полезный совет Строки пишите сурово одна под иной, дабы 1-й слог первой строчки соответствовал первому слогу 2-й строчки, 2-й слог — сурово под вторым и так дальше.

jprosto.ru

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Расскажите друзьям

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других? 

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.      Стопа – единица измерения стихотворного размера.      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).      Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.      Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

      Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.       Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению. «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется. «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1)    Пронумеровать все слоги в строке.

2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3)    Выписать подряд номера ударных слогов.

4)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «​Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов  

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге. То есть первый слог – ударный, второй – безударный (это одна стопа). Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется: третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа). И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.

двусложный размер с ударением на втором слоге. То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный. Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

 

U ‑ | U ‑  | U ‑  | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, Ви́хри сне́жные крутя́; То, как зве́рь, она́ заво́ет, То запла́чет, как дитя́… (А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

 

 

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.  

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге. То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный; далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.  

трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный 

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге, а первый  и второй слоги – безударные.    

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11  и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |  

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! (Н.А. Некрасов)

 

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

 

Есть в напевах твоих сокровенных           Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. (А. Блок)

 

 

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:  Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, - И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин) Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

pishi.pro

Что такое ямб?. Ямб как стихотворный размер. В статье дается определение ямбу, как стихотворному размеру, и приводятся его разновидности.

Ямб — один из пяти основных стихотворных размеров. Это двусложный размер с ударением на втором слоге.

1

Отличие ямба от хорея

Одна стопа в ямбе, так же как и в хорее, состоит из двух слогов. Разница заключается только в ударении. Если в хорее ударение падает на первый слог в каждой стопе, то в ямбе ударение всегда падает на второй слог. Ударение в ямбе чередуется в следующем порядке — безударный слог, ударный слог, безударный, ударный и так далее. То есть ударение всегда падает на четные слоги.

2

Трехстопный ямб

Трехстопный ямб короток, прост и лаконичен по звучанию. Задает быстрый темп стихотворению, нередко используется в юмористических, сатирических и афористических стихотворениях. Простота и ясность, лаконичность форм характерна для трехстопного ямба.

3

Четырехстопный ямб

Четырехстопный ямб, как правило, характерен для лирики и эпоса. Это один из самых популярных размеров в классической русской поэзии.

4

Пятистопный ямб

Пятистопный ямб характерен для лирики и драмы XIX — XX века. В русской поэзии он также популярен, как и четырехстопный, и нередко встречается в разнообразных поэтических произведениях.

5

Шестистопный ямб

Шестистопным ямбом писались поэмы и драмы XVIII века. Был популярен у таких поэтов как М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин и других литературных деятелей эпохи Просвещения.

6

Вольный разностопный ямб

Использовался в баснях XVIII — XIX века и комедиях XIX века. За счет разной длины строк вольный ямб придает разговорности, что характерно для басен.

Ямб — наиболее часто употребляемый размер в русском стихосложении. Ямб придает энергичное, иногда торжественное звучание стихотворению.

 

sovetclub.ru

Что такое ямб и хорей в литературе? Определение с примерами

 

В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.

Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей), относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI — XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков.

Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.

Определение что такое хорей и как он используется

Наименьшей структурной единицей стиха является стопа – последовательность ряда безударных и одного ударного слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.-греч. χορεῖος — «плясовой».

И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности.

Примеры хорея в литературе (стихи)

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,Вих-ри снеж-ные кру-тя.То, как зверь, о-на за-во-ет,То за-пла-чет, как ди-тя.(А.С.Пушкин)

Он с То-то-шей и Ко-ко-шейПо ал-лее про-хо-дил.И мо-ча-лку, слов-но гал-ку,Слов-но гал-ку, прог-ло-тил.(К.И. Чуковский)

Определение что такое ямб и как он используется

Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч. ἴαμβος, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.

По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.

Примеры написания ямбом (стихи)

Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

Вы-со-кой страс-ти не и-ме-яДля зву-ков жиз-ни не ща-дить,Не мог он ям-ба от хо-ре-я,Как мы ни би-лись, от-ли-чить.(А.С.Пушкин)

Дополнительная информация по теме

Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.

Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.

Видео: написание стихов размером ямб и хорей.

Загрузка...

voprosblog.ru

Что такое ямб и хорей?

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что это ямб. примеры:Ямб: примеры

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть...

Или еще:

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ...

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

Дактиль:

ВЕтви своИ,

В вОду ронЯя,

ПьЕт она нЕбо

РАнней порОй...

Амфибрахий:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ...

Анапест:

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

К примеру:

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи...

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих примерах:

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно...

Этот стих написан четырехстопным ямбом. Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":

НельзЯ кричАть молИтв,

МолИтвамИ молчАт...

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

fb.ru

Амфибрахий, анапест, хорей, ямб, дактиль: примеры стихов :: SYL.ru

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

www.syl.ru

Как определить ямб и хорей

Ямб и хорей — это стихотворные размеры. Двусложные, потому что состоят из двух слогов, на один из которых падает ударение. В ямбе ударение падает на второй слог, в хорее - на первый. Ударный и безударный слог образуют стопу.

Вам понадобится

  • - бумага,
  • - ручка или карандаш;
  • - стихотворение для анализа.

Инструкция

  • Ямб и хорей — двусложные, самые простые, стихотворные размеры. Название хорея произошло от греческого слова «плясовой», происхождение слова «ямб» приписывают одноименному музыкальному инструменту. Оба размера энергичны, благодаря ритмичному чередованию ударного и безударного слогов. Ямб и хорей часто можно встретить в песенном жанре.
  • Хорей - стихотворная стихотворный размер с ударением на первом слоге. Возьмите для разбора какое-нибудь произведение. Например, всем известные строки А. С. Пушкина: «Осень мглою небо кроет...».
  • Расставьте во всем анализируемом тексте ударения. Схематично обозначьте ударные и неударные слоги. Ударные обозначьте !, неударные -. Посмотрите, что получилось: !- !- !- !-.
  • Заметьте закономерность, на какой слог постоянно падает ударение. В двусложной стопе должен быть только один ударный слог, именно очередность ударных слогов образует размер. Двусложным является размер, где из двух слогов один ударный. В хорее ударение всегда падает на нечетный слог, в разбираемой строке - на 1, 3, 5, 7 слог.
  • Заметьте, что идеально подобранные слова из двух слогов встречаются редко. Поэтому можно встретиться с характерным для двусложных размеров явлением как пиррихий - облегченная стопа, где ни на один слог не падает ударение. Чтобы определить размер стихотворения, где встретился пиррихий, нужно расставить ударения в нескольких строчках и уже делать вывод о размере.
  • Например, слова песни Ю. Шевчука: «Что такое осень - это небо,// Плачущее небо под ногами». Ударения образуют такую схему: !- !- !- !- !- // !- -- !- -- !-. Во второй строке дважды встречается пиррихий -во 2 и 4 стопе.
  • Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге. В строке ударения всегда падают на четные слоги - 2, 4, 6, 8. Примером может послужить отрывок из «Евгения Онегина»: «Я вам пишу, чего же боле,//Что я могу ещё сказать?».
  • Расставьте в словах ударения и схематично изобразите ударные и неударные слоги: -! -! -! -! -. Ударение всегда падает на четные слоги: 2, 4, 6, 8.

completerepair.ru