1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки. Этапы становления социальной психологии


Основные этапы развития социальной психологии

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) . Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит) . Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

psyera.ru

3. Связь социальной психологии с другими областями научных знаний

Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.

Кроме социологии и психологии социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают

Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.

4. История становления социальной психологии как науки.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики.

Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

studfiles.net

Социальная психология (Н. А. Мельникова)

1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Специфику социальной психологии условно можно обозначить как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в.

Исследование социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки рассмотренны ниже.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

kartaslov.ru

1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки

1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Специфику социальной психологии условно можно обозначить как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в.

Исследование социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки рассмотренны ниже.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Этапы развития социальной психологии

Различные авторы сходятся во мнении, что в развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов.

Первым этапом обычно считают период построения социально-психологических теорий, таких как «психология народов» Г. Лебона (1841-1921), «психология толп» С. Сигеле (1868-1913) и Г. Тарда (1843-1904), теория«инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла (1871-1938), а также публикацию трудов В. Вундта (1832-1920). В то время социальная психология развивалась преимущественно в русле европейской традиции социальной и психологической мысли, и «география» ее отражает эту особенность.

Французские исследователи Густав Лебон и Габриэль Тард жили во времена Парижской коммуны (1871), поэтому избранная ими тема не случайна. Эти ученые впервые выделили особый предмет исследования — большую человеческую группу, а также создали основы понятийного аппарата социальной психологии. Вместе с тем сегодня работы этих ученых строго научными в привычном смысле слова назвать трудно. В этих работах нет так называемого научного метода, отсутствуют какие-либо измерения. Они носят описательный характер и основаны на здравом смысле и наблюдательности авторов.

Центральная проблема в исследованиях Г. Лебона — соотношение личности и толпы. Он считал, что всем достижениям народы обязаны деятельности вождей — представителей социальной элиты. Вожди масс создают ту или иную ситуацию, формируя идеи у толпы с помощью убеждения, красноречия, повторения. Толпа руководствуется не разумом, а эмоциями. В толпе индивид превращается в подверженное влиянию крайних эмоциональных порывов и примитивных влечений существо. Лебон полагал, что психика детерминирована биологически; в основе биологического (и психического) различия групп людей лежит неравноценность рас (национальностей), следовательно, их духовные возможности неодинаковы. История для Лебона — это смена культурного доминирования рас; движущая сила революций — толпа, движимая общим эмоциональным настроем, способная и на разрушение, и на героизм.

Г. Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний, осуществлявшегося посредством общения людей. Решающая роль в эволюции общества принадлежит творчеству, благодаря которому одни люди создают новые элементы культуры, а другие воспринимают изобретения путем подражания. Основное внимание в своих исследованиях Тард уделял процессу возникновения и распространения общественного мнения, а также общению между людьми. Он выделял два типа больших социальных групп — толпу и публику. Публика, в отличие от толпы, позволяет своим представителям сохранять индивидуальные различия, несмотря на несходство идей, убеждений и мнений. Тард ввел в практику социально-психологических исследований статистические методы и методы анализа исторических документов, положив начало научным методам изучения в социальной психологии.

В. Вундт, немецкий философ, лингвист, психофизиолог, известен в истории психологии как создатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории и современного научного метода в психологии. Вычленяя «сенсорную мозаику» сознания ощущения, простые чувства, элементарные мысли, подлежащие, по его мнению, изучению с помощью измерения, он понимал, что высшие психические функции следует изучать совершенно иначе. К их изучению следует подходить культурно-исторически, анализируя ритуалы, мифы, легенды, религию, лингвистические конструкции и т. п. «Психология народов» Вундта оказала огромное влияние на развитие европейской, в том числе и российской, социальной психологии.

Теория «инстинктов социального поведения», впоследствии получившая широкое распространение в американской социальной психологии, была создана англичанином У. Мак-Дугаллом, объяснявшим поведение людей с позиции генетически заложенных целевых инстинктов и стремившимся доказать, что представителинордической расы имеют превосходство над представителями других рас.

Начало второго этапа развития социальной психологии принято относить к 1908 г., когда были изданы и получили признание два первых систематических руководства по социальной психологии — У. Мак-Дугалла«Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Мак-Дугалл выполнил работу вевропейской традиции, а Росс выступил в качестве представителя американской линии в социальной психологии. Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны (1914-1918), когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину. В тот период социальная психология, как и другие области обществознания, оказалась вовлеченной в решение ряда социальных проблем. В связи с бурным развитием экономики в Европе и в США перед этой областью исследований ставится решение ряда специфических задач, связанных с необходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой коммуникации, усилением значения пропаганды и агитации, а также с разработкой в самом широком плане способов и методов управления. Социальная психология претендовала на свой собственный подход в решении проблем в каждой из этих сфер.

Третий этап развития социальной психологии на Западе совпадает с периодом, наступившим после Второймировой войны (1939-1945) и продолжающимся до настоящего времени. Для этого периода характерна попыт-ка социальной психологии дать ответ на насущные вопросы интенсивно развивающегося производства: поискпсихологических средств оптимизации управления и труда в профессиональных группах, психологические проблемы отбора и обучения персонала, формирования команд, стимулирования труда и т. д.

Социальная психология традиционно подразделялась на «школы». Существовало несколько различных принципов выделения научных школ, например по отношению научной школы к определенной теории или группировке вокруг имени одного определенного ученого, выступавшего в роли руководителя школы и ее главного теоретика. Разные ученые предлагают различное число таких принципов, но два из них присутствуют практически у всех — природа человека и преобладающая проблематика. Используя эти принципы как различающие теоретические направления в социальной психологии, таких направлений можно выделить четыре — психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, ролевая теория.

psyera.ru

1. Основные этапы истории социальной психологии. Предмет и исторические особенности становления социальной психологии

Похожие главы из других работ:

Исследование личности в социальной психологии

3. Основные подходы к пониманию личности в отечественной социальной психологии

Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии...

История психологии

2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития. I этап -- психология как наука о душе...

История психологии

1.2.Основные этапы психологии Древней Греции

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд...

Предмет и задачи социальной психологии

2 Основные методы социальной психологии

...

Предмет и задачи экологической психологии

1. Причины возникновения и этапы формирования социальной психологии как науки

Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации...

Предмет психологии: от древности до наших дней

1.2 Предмет психологии и проблема периодизации истории психологии

Особое значение в отражении общей линии развития психологии имеет периодизация. Основное назначение ее состоит в том, чтобы выделить в едином процессе развития психологической науки те коренные изменения и поворотные моменты...

Предыстория политической психологии

Основные вехи истории политической психологии

...

Проблемы личности в социальной психологии

1.3 Основные противоречия социальной психологии личности

Невзирая на многообразие социологических подходов к изучению человека - существа социального, существует более-менее устоявшаяся совокупность проблем, которые выступают в качестве предмета исследования социологии личности. К ним...

Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

1.1 Этапы становления социальной психологии на Западе

В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества -- тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых...

Развитие отечественной психологии

Глава 1. Основные этапы развития отечественной психологии

...

Содержание и роль политической психологии в системе отраслей психологического знания

1.1 Возникновение и основные этапы развития политической психологии

Возникновение и развитие политической психологии имело свои особенности в разных политических системах. Попробуем проследить наиболее важные этапы этого процесса за рубежом и в нашей стране...

Состояние теоретического знания в зарубежной социальной психологии в первой половине ХХ века

3. Основные этапы развития социальной психологии

Первый этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии...

Социальная психология

Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии

7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5...

Социальная психология

Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции...

Становление и развитие научной психологии

1.2 Основные этапы и направления развития психологии

психология наука россия Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе. В течение веков предмет психологии и методы исследования «душевной» жизни существенно изменялись...

psy.bobrodobro.ru

2. Этапы развития социально-психологического знания. Шпаргалка по социальной психологии

2. Этапы развития социально-психологического знания

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru